Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флот


Военный информационный портал
Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флот
Как погиб линкор «Новороссийск»? Что случилось с подлодкой «Курск»? С чем связана тайна исчезновения К-129? Как наши подводники прорывались к берегам США? Где проводились испытания самой быстрой и самой глубоководной подводных лодок? Куда исчезали обломки баллистических ракет с морского дна? На какой глубине затонул «Комсомолец»? Правда ли, что в Крыму есть подземная база подводных лодок?

Море надежно хранит свои тайны. Но еще больше морских тайн скрыто в архивах спецслужб.Феодосийский эксперимент

До сих пор ходят легенды о таинственном «Филадельфийском эксперименте» — мгновенном перемещении в пространстве эсминца «Элдридж», случившемся 28 октября 1943 года во время секретных правительственных экспериментов по созданию «невидимого» корабля.

Но все страшилки о моряках, сросшихся с палубой «Элдриджа», меркнут на фоне пугающих легенд, связанных с крейсером «Адмирал Нахимов». Советский корабль-призрак, навсегда застрявший на границе реального и потустороннего миров.

«Адмирал Нахимов» — единственный корабль советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т.д.) были изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности СССР. Причины неизвестны.

Вместе с документами исчезло большинство фотографий и негативов. Любые материалы по «Нахимову» немедленно изымались у моряков Особым отделом Черноморского флота.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Исчезновению документов предшествовал ряд других подозрительных событий: новый крейсер был исключен из состава ВМФ спустя всего 7 лет после вступления в строй. По воспоминаниям очевидцев, перед списанием на борту «Нахимова» был проведен полный комплекс дезактивационных работ. Был содран деревянный настил палубы, корпус был тщательного «отшкрябан», а затем покрыт свинцовым суриком.

…Утверждают, что темной декабрьской ночью 1960-го года крейсер приволокли на буксире в Севастополь и поставили в один из оцепленных доков на Севморзаводе. Увиденное шокировало всех: у корабля был перебит киль, обшивка в подводной части корпуса претерпела значительные деформации. По всем признакам корпус крейсера подвергся мощнейшему гидродинамическому удару.

После была проведена срочная дезактивация корабля. В феврале 1961 на «Нахимове» спустили флаг, а в июле того же года крейсер был расстрелян в качестве мишени во время учений Черноморского флота. Однако, потопить его не удалось — то, что осталось от «Нахимова», было отбуксировано к берегу и разделано на металл.

Корабль исчез, но его тайна до сих пор будоражит умы моряков и историков.

4 декабря 1960 года у побережья Крыма был зафиксирован сейсмический толчок силой 3-4 балла с эпицентром под водой в пяти милях от мыса Меганом, на глубине 500 метров.
— Гидрометеослужба Черноморского флота.

«Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана ядерная торпеда «Т-5».
— мнение отставного моряка-подводника, заметка в газете «Меридиан-Севастополь» от 07.04.2010 г.

Торпеда Т-5/53-58 — неуправляемый тактический боеприпас калибра 533 мм, оснащенный СБЧ мощностью 3 килотонны (в шесть раз слабее бомбы, упавшей на Хиросиму). Торпеда была принята на вооружение ВМФ СССР в 1958 году и предназначалась для действий в морском бою. Несмотря на скромную мощность, подводный взрыв был на порядок разрушительнее воздушного взрыва аналогичной мощности. В результате обеспечивалось поражение кораблей противника (тяжелые повреждения в подводной части корпуса) в радиусе 700 метров от точки подрыва торпеды.

Неужели и вправду пасмурным зимним днем 1960-го года в море неподалеку от Феодосии взметнулся ввысь циклопический столб воды, разметавший в стороны стоящие на поверхности корабли?

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота
Подводный ядерный взрыв на атолле Бикини. Мощность 23 кт


Существуют и более прозаические объяснения тайны «Феодосийского эксперимента».

Преждевременное списание крейсера «Адмирал Нахимов» — обычное событие для того времени. Это был морально устаревший артиллерийский крейсер, который, объективно, уступал даже зарубежным аналогам военных лет. С таким хламом у товарища Хрущева был разговор короткий: на слом/в резерв/переоборудование в стенд для испытания нового оружия. Одновременно на верфях Советского Союза закладывались новейшие ракетные крейсеры и подводные атомоходы, которым предстояло сменить старые крейсеры на океанских коммуникациях.

Не совсем ясна логика проведения ядерных испытаний у побережья Крыма. Торпеда Т-5 прошла успешное испытание на Новой Земле в 1957 году — моряки узнали все, что хотели знать. Для чего потребовалось проводить столь громкую провокационную операцию у самых границ НАТО? С другой стороны, это произошло в самый разгар холодной войны, когда ядерные испытания гремели каждый месяц. Нельзя исключить, что советскому военно-политическому руководству понадобилось провести ядерное испытание в Черном море. О времена, о нравы!

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота
Однотипный крейсер "Михаил Кутузов"

Глухая завеса секретности, окружающая «Адмирала Нахимова», во многом связана с периодом его службы в 1955-58 гг., когда на крейсере вместо носовой батареи главного калибра был установлен экспериментальный ракетный комплекс КСС «Колчан» с противокорабельными крылатыми ракетами КС-1 «Комета» (вариант для корабельного базирования). Уже одно это обстоятельство может объяснить отсутствие качественных фотоматериалов, посвященных крейсеру «Нахимов».

Ввиду скорого морального устаревания комплекса КСС тема развития не получила, и уже в 1958 году пусковая установка была демонтирована с корабля.

Неразрешимый парадокс. Экспериментальные образцы ракетного оружия устанавливалось на многие корабли ВМФ СССР — достаточно вспомнить однотипный крейсер «Дзержинский» с установленным на корме ЗРК М-2 «Волхов-М». Но документы были изъяты лишь у крейсера «Адмирал Нахимов».

Наконец, с чем были связаны меры по дезактивации корабля перед его списанием?

История не знает ответа. Тайна «Адмирала Нахимова» по-прежнему погребена в архивах спецслужб.

Морские хамелеоны

Уже вторые сутки агрессивный американский авианосец идет прежним курсом и точно повторяет все маневры советского траулера.
— сообщение ТАСС.

«Рыцари» из Особого отдела занимались не только изъятием корабельных документов и перлюстрацией почты. Кое-кому из оперативников приходилось лицом к лицу встретиться с «вероятным противником».

К примеру, на Каспии в составе 17-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей (17-й ОБрПСКР) числились два корабля радиотехнической разведки, оперативно подчиненные Второму главному управлению КГБ СССР. Корабли использовались для сбора разведданных на территории Ирана.

Похожим образом использовались малые противолодочные корабли 4-ой ОБрПСКР из Лиепаи (Латвия), периодически принимавшие на свой борт группы радиотехнической разведки 8-го ГУ КГБ и выходившие на позиции в балтийские проливы, имитируя нахождение на дозорных позициях МПК из Балтийска и Варнемюнде, занятых обычным противолодочным патрулированием.

Часто разведывательные посты оборудовались прямо на судах гражданского флота. По приказу «сверху» капитан выделял каюту и обеспечивал питание «товарищей в штатском», которые запирались в своем помещении вместе с разведывательной аппаратурой и что-то напряженно изучали в течение всего плавания.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота
Советский китобой преследует "кита"

Еще дальше пошло ГРУ. В интересах военной разведки было тайно переоборудовано некоторое количество траулеров, китобоев и морских буксиров*. Аппаратуру размещали таким образом, чтобы разведчик не имел внешних отличий от аналогичных по конструкции гражданских судов.

*Прошу не путать эти корабли с «официальными» морскими разведчиками ССВ (судами связи ВМФ, также осуществлявшими постоянное слежение за флотами западных государств).

Переоборудованные таким образом корабли выходили в океан, по возможности придерживаясь обычных маршрутов торгового флота. И лишь когда до «цели» оставались считанные мили, «траулер» резко менял курс и бесцеремонно занимал место в ордере авианосной группировки ВМС США. Таким образом, он мог сопровождать корабли янки в течение нескольких суток, а затем передавал вахту другому «траулеру» или «судну связи».

Схема работала как часы.

Янки никоим образом не могли воспрепятствовать «траулерам» приближаться к своим эскадрам. В данном случае, международное морское право было целиком на нашей стороне — действие происходило в нейтральных водах, и «траулер» мог находиться там, где ему заблагорассудится. Отрываться от него на 30-узловом ходу бесполезно — через несколько часов прямо по курсу возникнет очередной «китобой» ГРУ. Янки знали, что лишь впустую «убьют» ресурс своих двигателей.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Применять оружие против маленького разведчика было категорически запрещено. Максимум, что могли сделать американцы, — сымитировать атаку, оглушив экипаж «траулера» ревом авиационных моторов. Через какое-то время эта игра утомляла всех, и янки переставали обращать внимание на идущую в кильватере авианосца «лоханку».

А зря! В случае эскалации международной обстановки и начала боевых действий «траулер» успевал передать текущие координаты АУГ, её состав и схему построения ордера на боевые корабли ВМФ СССР.

Гиперболоиды адмирала Горшкова

…Один из зимних дней 1980 года, ночь, причал №12 в Северной бухте Севастополя. Вокруг — четырехметровый бетонный забор и проволока под током. Прожектора, караул. Происходит нечто странное.

У причала стоит сухогруз «Диксон». Но для чего были предприняты все эти беспрецедентные меры безопасности? Какой секретный груз может скрываться в трюмах обычного лесовоза?

Обычного? Нет! В чреве «мирного советского транспорта» установлены 400 баллонов со сжатым воздухом, три реактивных двигателя от самолета Ту-154, 35-мегаваттые силовые генераторы и холодильные установки большой мощности. Но главный секрет скрывается в надстройке — странное устройство с отполированным до блеска медным зеркалом на бериллиевой подкладке, через капилляры которой прокачивается по 400 литров спирта в минуту. Система охлаждения! По соседству стоят блоки ЭВМ (советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире!) — суперкомпьютер отслеживает состояние поверхности зеркала с точностью до одного микрона. В случае обнаружения искажений в действие приводятся 48 компенсирующих «кулачков», немедленно задающих необходимую кривизну поверхности.

Экипаж странного корабля — служащие ВМФ и шесть сотрудников КГБ.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Срок действия подписки о неразглашении истек в 1992 году, и теперь об этом можно говорить смело. В 1980 году в СССР проводились испытания боевого лазера, установленного на подвижной морской платформе. Проект получил шифр «Айдар».

Установку смонтировали на борту гражданского лесовоза, переоборудованного в экспериментальный стенд по пр. 05961. Чтобы лишний раз не тревожить наших западных «друзей», за опытовым судном сохранилось его прежнее название — «Диксон».

Первые стрельбы были проведены летом 1980 года по мишени, расположенной на берегу. В отличие от научно-фантастических фильмов, никто не увидел луч лазера и красочных взрывов — лишь установленный на мишени датчик зафиксировал резкий скачок температуры. КПД лазера составил всего 5%. Повышенная влажность у поверхности моря нивелировала все преимущества лазерного оружия.

Длительность выстрела составляла 0,9 секунды, подготовка к выстрелу занимала сутки.

Как и американская программа СОИ («Звездные войны»), советский проект «Айдар» оказался красивой, но совершенно бесполезной игрушкой. Понадобятся годы на совершенствование конструкций лазерных установок и источников энергии, способных накопить и мгновенно выдать импульс колоссальной мощности.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота
Опытовое судно 90 (ОС-90), оно же — лазерная боевая платформа "Форос"

Тем не менее, работы по проекту «Айдар» создали огромный задел в области лазерных технологий и создания боевых «гиперболоидов». В 1984 году похожая установка «Аквилон» была смонтирована на борту десантного корабля СДК-20 (проект «Форос»).

Ввиду чрезвычайно высоких затрат и отсутствия какой-либо реальной отдачи работы по теме советских морских боевых лазеров были свернуты в 1985 году.

Вот такими «белыми пятнами» покрыты страницы отечественного флота. Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду? Будущее покажет!
Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация