Американский космоплан Х-24, программа «START»


Военный информационный портал
Американский космоплан Х-24, программа «START»
В 1960 годы тема космопланов была весьма популярной. В различных странах данные программы развивались по многим путям. Одним из них стала американская программа START – Spacecraft Technology and Advanced Re-entry Tests (Технологии космических аппаратов и расширенные повторные тесты). START была начата в августе 1964 года по инициативе военно-воздушных сил США и вобрала в себя результаты программам ракетопланов «Х-15» и «Х-20». Кроме этого использовались работы по исследованиям входа в плотные слои атмосферы головных частей баллистических ракет. Американские военные поставили глобальную цель – объединить предыдущие разработки и разработать космический самолет, который сможет доставлять на орбиту Земли полезную нагрузку. Поскольку заказчиками были военные естественно в качестве «полезной нагрузки» подразумевалось ядерное оружие.

К 1966 году был готов проект экспериментального космоплана SV-5D. Разработкой данного аппарата занималось балтиморское отделение компании Martin. Конструкция корпуса была достаточно оригинальной. Три вертикальных стабилизатора оснащались рулями направления. Космоплан представлял собой двойной конус с плоской нижней поверхностью и парой коротких крыльев-стабилизаторов, которые установлены под большим углом. Третий стабилизатор монтировался под прямым углом в хвостовой части фюзеляжа. Управление тангажем осуществлялось элевонами, которые были дифференциально связаны для управления маневром с креном. Конструкция в передней части фюзеляжа почти сферического сечения. Вес моделей составлял 399-408 кг. Размеры также были небольшими: размах крыла – 1,22 мм, длина – 4,22 м.

Американский космоплан Х-24, программа «START»
Модель SV=5D "Prime"




Предполагалось, что космоплан SV-5D на орбиту будет выводиться носителем и после осуществления полетного задания самостоятельной спускаться с посадкой «по-самолетному». Имея опыт полетов на режимах входа в атмосферу, когда частично разрушается абляционная защита, а управление аэродинамическими рулями теряет свою эффективность, предлагалось применять реактивные сопла.

На первом этапе испытаний SV-5D должны были включать лишь беспилотные запуски с нагрузкой 0,5-0,9 тонн. Одновременно с гиперзвуковыми испытаниями было принято решение проводить летные испытания большого пилотируемого SV-5D на управляемость и устойчивость на дозвуковых режимах полета и на отработку посадки.

Американский космоплан Х-24, программа «START»

Первый опытный образец SV-5D (известный также как «Prime») 21 декабря 1966 года был испытан в беспилотном варианте. По сути машина являлась моделью для аэродинамических тестов весом 405 кг. Первый старт аппарата завершился аварией. Космоплан, запущенный при помощи ракеты-носителя «Atlas» SLV-3 по суборбитальной баллистической траектории, после входа в атмосферу рухнул в океан. Аппарат спасти не удалось. Причину катастрофы не разглашали. Старт второго аппарата состоявшийся 5 марта 1967 года так же завершился неудачей. Только третья беспилотная модель запущенная 19 апреля, предварительно сильно обгорев, приземлилась в расчетном месте. Несмотря на это, полученные результаты были вполне обнадеживающими. Космоплан, после отделения от носителя, достиг скорости 28157 км/ч без каких либо серьезных последствий. Во время снижения, на высоте 45000 футов скорость уменьшилась до М=2, раскрылся тормозной парашют. SV-5D приводнился и был подобран транспортным самолетом С-130.

Пока проводились испытания компания Martin, в инициативном порядке, разработала еще два варианта космоплана – SV-5J, учебный оснащенный воздушно-реактивным двигателем и SV-5P – пилотируемый, предназначенный для орбитального полета. Но, в конце 1967 г. программа START сильно изменилась, что стало причиной смены обозначений. В результате SV-5D получил обозначение Х-23, а модифицированному SV-5P присвоили индекс Х-24. Была предпринята попытка связать дальнейшее развитие программы с проектированием орбитальной станции Manned Orbiting Laboratory (MOL), которую планировали вывести на орбиту в 1969 году.

Аппарат Х-24 претерпел ряд доработок. Изменения глобального характера не носили. В основном они были связаны с улучшением оборудования и аэродинамических качеств. Обновленному проекту присвоили обозначение Х-24А. Габаритные размеры составляли: длина – 7,5 метра, диаметр – 4,2 метра. Полетная масса равнялась 5192 кг из которых на топливо приходилось 2480 кг. Топливо состояло из жидкого кислорода и спирта. Максимальная тяга ракетного двигателя XLR-11, установленного на Х-24А, равнялась 3845 кг. Время беспрерывной работы – 225 секунд.

Американский космоплан Х-24, программа «START»
The Martin X-24A


Космоплан Х-24А являлся кораблем-макетом – американцы не собирались запускать его в космос. Самолет предназначался для изучения возможностей приземления при высоких скоростях с больших высот и исследования характеристик сверхзвуковых полетов в верхних слоях атмосферы. 17 апреля 1969 года был осуществлен первый полет прототипа ракетоплана. Первый полет с включением двигателя осуществили 19 марта 1970 г.

Как и другие крылатые аппараты, оснащенные ракетными двигателями, Х-24А не мог совершить самостоятельный взлет. В связи с этим космоплан доставлялся на заданную высоту под крылом бомбардировщика В-52. После сброса с носителя пилот осуществлял включение ракетного двигателя и производил самостоятельную посадку на аэродром. Несмотря на свой минимальное количество выступающих частей и футуристический дизайн Х-24А смог развить скорость лишь М=1,6 и достичь потолка 21,8 км. Данные характеристики даже для прототипа являются довольно скромными.

Пилотированием Х-24А занималось всего три пилота: Джерольд Гентри, Джон Менки и Сесил Пауэлл. Космоплан Х-24А осуществил 28 полетов в AFFTC (Центр Исследования полетов ВВС США) на авиационной базе Эдвардс, Калифорния. 18 полетов было осуществлено с запуском двигателя. Последний полет осуществили 4 июня 1971 г. Дальнейшие работы по SV-5 и его модернизациям свернули в пользу более перспективного проекта.

Технические характеристики X-24A:
Размах крыла – 4,16 м;
Длина – 7,47 м;
Высота – 3,15 м;
Масса самолета – 2964 кг;
Максимальная взлетная масса – 4833 кг;
Тип двигателя – Thiokol XLR11-RM-13;
Тяга – 3620 кгс;
Максимальная скорость – 1670 км/ч;
Практический потолок – 21764 м;
Экипаж – 1 человек.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация