Россия купит единственный украинский крейсер?


Военный информационный портал
Россия купит единственный украинский крейсер?
Ракетный крейсер «Украина» станет российским. По крайней мере, такая информация появилась в средствах массовой информации. В частности, речь идет о том, что Россия выразила готовность заплатить за недостроенный ракетный крейсер, который уже почти два десятка лет находится на Николаевском судостроительном заводе, 1 миллиард рублей (это примерно 30 миллионов долларов).

По мнению украинского эксперта по вопросам обороны и безопасности Владимира Лиходовского, подобное соглашение для Украины в некоторой степени выгодно, но не настолько, насколько можно было бы ожидать. В тоже время, российские представители, напротив, уверены в том, что предложенная цена – вполне приемлема за недостроенное судно.



В первую очередь, необходимо отметить, что проект ракетного крейсера «Украина» разрабатывался в Северном конструкторском бюро в Ленинграде. До 1998 года он носил название «Адмирал флота Лобов». Строительство корабля было начато в 1984 году на Николаевском судостроительном заводе. Заказчиком тогда выступил Военно-морской флот Советского Союза. Предполагалось, что крейсер станет четвертым судном проекта 1164 «Атлант», кроме него в проект входили крейсеры «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

Данный ракетный крейсер имеет ширину 28 метров, длину 187 метров, осадку порядка 8,5 метров, и водоизмещение, равное 11,5 тыс. тонн. Согласно проекту, судно должно быть вооружено 16 установками противокорабельных сверхзвуковых ракет «Базальт» П-500, 64 ракетами ЗРК «Форт» С-300, 40 ракетами зенитно-ракетного комплекса «Оса-М», несколькими РБУ-6000, а также несколькими торпедными пятитрубными аппаратами и тремя батареями 30-миллиметровых пушек АК-630.

Спустя шесть лет, в 1990 году, «Украина» была спущена на воду. В октябре 1993 года корабль, готовый на 75 процентов, был выведен из состава советского военно-морского флота и передан в собственность Украины. Тогда его стоимость оценивалась в 720 миллионов долларов. В следующем году специально для крейсера был сформирован экипаж, однако в 1996 году строительство крейсера было приостановлено из-за отсутствия финансирования. При этом ежегодно на содержание корабля из государственного бюджета выделялось около 6 миллионов гривен.

В феврале 1998 года украинский глава государства принял решение о том, что крейсер необходимо достроить. Вновь был сформирован и вновь распущен экипаж, а степень готовности крейсера возросла до 95 процентов. Затем была еще одна попытка сформировать экипаж. А в 2004 году появилось решение об открытии крейсера для проведения экскурсий.

Вообще необходимо отметить, что в настоящее время ситуация с боевым кораблем все больше напоминает историю с чемоданом без ручки, который и нести неудобно, и бросить жалко. Однако, существует и одно серьезное отличие: история с кораблем, похоже, получила хоть какое-то развитие.

Как мы уже упоминали выше, по словам эксперта по вопросам обороны и безопасности В.Лидоховского, сделка отчасти выгодна для Украины, ведь российская сторона намерена купить крейсер, построенный на 95 процентов, за исключением ракетного комплекса «Базальт», по стоимости металлолома. Сама по себе сумма в 30 миллионов долларов слишком мала для Украины, но непосредственно для завода «61 коммунара» - она довольно-таки приличная, ведь за двадцать лет строительства корабля предприятие потратило гораздо больше средств на его содержание. За этот временной промежуток часть оборудования уже успела устареть, поэтому существует необходимость его либо заменить, либо модернизировать. Но это не составляет проблемы. Проблема заключается в комплексе «Базальт», который может поставить исключительно Россия. Согласно подписанному межгосударственному соглашению, Украина не имеет права продавать крейсер с комплексом «Базальт» без особого разрешения России. Таким образом, Россия на протяжении двух десятков лет и сама не покупала крейсер, и не позволяла Украине продать его. Также Лидоховский отметил, что в начале нового столетия российская сторона уже пыталась купить данный ракетный крейсер, однако в то время сделка так и не была проведена. В 2005 году в рамках двусторонних переговоров между представителями военных ведомств Украины и России было принято решение о том, что достраивать крейсер нет необходимости, поскольку ни одно, ни второе государство больше в нем не нуждается.

Новая попытка переговоров состоялась в 2008 году. Однако тогда бывший в то время министром обороны Украины Ю.Ехануров заявил о том, что конкретики по переговорному процессу достигнуто не было. Также политик отметил, что Украине подобный крейсер не нужен, поскольку использовать его в водах Черного моря нецелесообразно, а применять можно только в океане. И действительно, какой смысл держать боевую единицу, способную поразить любую цель при помощи штатного вооружения, не отходя от пристани? Поэтому для Украины гораздо проще содержать подразделение крейсерского вооружения, а не тратить средства на достройку весьма недешевого судна.

Тогда основная проблема как раз и заключалась в вооружении. Дело в том, что в недостроенные пять процентов входили противокорабельные мощнейшие ракеты ракетного комплекса «Базальт» П-500, а также морской вариант системы противовоздушной обороны С-300Ф. Системы эти производятся в России, но купить их Украина не могла в силу определенных обстоятельств: дело в том, что вооружение с дальностью до 500 километров запрещено для купли-продажи. А боевой корабль без вооружения – это не более, чем большая баржа. В 2010 году, впрочем, также не удалось договориться.

В 2010 году вновь появилась информация о том, что Россия намерена купить крейсер «Украина» и достроить его, поскольку Украина не в состоянии это сделать. Об этом заявил украинский президент В.Янукович. Российские представители подтвердили данное заявление, подчеркнув, что крейсер такого класса может войти в состав российского флота, потому как в нем уже есть три аналогичных судна.

В том же году Верховная Рада Украины приняла постановление об отмене присвоения ракетному крейсеру названия «Украина». В пояснительной записке к данному постановлению было отмечено, что подобное название нецелесообразно, поскольку ни достройка судна, ни принятие его на вооружение украинского военно-морского флота не предусмотрены.

В 2011 году Анатолий Сердюков, бывший в то время главой военного ведомства в России, заявил о том, что Россия готова взять крейсер только даром, даже не по стоимости металлолома. Только после этого могут быть рассмотрены варианты участия украинских предприятий в его достройке.

Что же касается нынешних переговоров, то существует информация о том, что российская сторона намерена отбуксировать корабль в Северодвинск для дефектации, после чего будет принято решение либо о его достройке, либо о переоборудовании корабля в судно специального назначения. Российские судостроители готовы подготовить необходимый законопроект до конца текущего года, предложив в качестве вариантов названий «Полтаву» или «Измаил». Вполне возможен также вариант, что в конечном итоге крейсер превратится в источник запасных частей для трех крейсеров, которые уже состоят на вооружении российского военно-морского флота.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация