На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет


Военный информационный портал
На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет
Государственная корпорация «Ростех» получила поддержку со стороны правительства по совместному проекту с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries (DAI). Об этом сообщает официальный пресс-релиз корпорации. Компании будут производить многоцелевые унифицированные самолеты вместимостью в 19 и 9 пассажиров. Решение о поддержке данного проекта приняла комиссия по вопросам развития авиации общего назначения во время заседания, которое прошло в Ульяновске. Сумма инвестиций в проект составит порядка 10 млрд. рублей.

Планируется, что на завершающем этапе данного проекта, к 2016 году, будет налажено новое производство мощностью до 60 дизельных композитных самолетов в год. Предполагается, что 9-местная версия обойдется заказчикам в 80 млн., а 19-местная — в 120 млн. рублей, что в 2 раза ниже стоимости их гибридных или цельнометаллических аналогов. Реализация данного проекта призвана помочь «Ростехнологиям» занять значительную нишу на рынке малой авиации.

По словам генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, в настоящее время региональная авиация в нашей стране находится в кризисе по причине отсутствия качественных современных легких самолетов, которые были бы доступными по цене. Имеющийся в России авиапарк самолетов Ан-2 и Л-410 является морально устаревшим, он обладает высокой стоимостью эксплуатации и небольшой топливной эффективностью. В то же время выпуск принципиально нового самолета позволит заполнить данную нишу и создать адекватную замену существующему парку устаревшей малой авиации. На 1-м этапе сборка легких самолетов и их двигателей будет полностью вестись в Австрии. В будущем будет организовано частичное производство компонентов на заводах российской госкорпорации.



На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет
В настоящее время порядка 90% всего парка малой авиации нашей страны составляют знаменитые винтовые Ан-2 («кукурузники»). Большая часть этих самолетов просто будет списана уже в скором времени. К 2025 году потребность российского авиапарка в легких самолетах оценивается в 1310 машин. К указанному сроку «Ростех» собирается выпустить порядка 800 самолетов данного типа.

DAI (Diamond Aircraft Industries) — это крупная австрийская компания, специализирующаяся на выпуске самолетов малого и сверхмалого класса. Компания имеет свои представительства в крупных городах Европы, Северной Америки, Австралии и Азии. Основная специализация компании — выпуск простых в обслуживании и эксплуатации воздушных судов для гражданской авиации. «Ростех» совместно с DAI собирается наладить выпуск небольших самолетов, вмещающих до 19 пассажиров. Подобный тип самолетов в состоянии обеспечить потребности местных воздушных линий, работая на маршрутах дальностью в 400-1000 км. Дополнительные пункты заключенного соглашения предусматривают организацию производства в нашей стране авиационных дизельных двигателей мощностью от 190 до 600 л. с., а также организацию производства на территории России легких четырехместных самолетов DA40 и DA42.

Реализация данного проекта позволит организовать успешный трансфер уникальных технологий проектирования, серийного производства и сертификации самолетов, относящихся к новому поколению. Данный проект позволит «Ростеху» занять лидирующие позиции на рынке российской малой авиации. На первом этапе сборка самолетов будет осуществляться на территории Австрии. На втором этапе будет осуществлено их частичное производство в России на мощностях «Ростеха», в частности, авиационных компонентов — композитных конструкций на предприятии «РТ-Химкомпозит», а также дизельных двигателей различных мощностей. До 2018 года инвестиции в данный проект должны составить порядка 10 млрд. рублей.

На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет
Первые шаги для поддержки данного проекта государство уже предпринимает. Так, Минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение тендера, основной целью которого является исследование технологий и условий для разработки перспективных местных и региональных авиатранспортных систем (по шифру «Малая авиация»). Начальная стоимость данного государственного контракта определена в 900 млн. рублей. Данный конкурс имеет прямое отношение к совместному проекту DAI и «Ростеха».

Согласно проектной документации объявленного тендера, легкий многоцелевой самолет с полной заправкой должен обеспечивать полеты на расстояние до 2,5 тыс. километров. Состав оборудования и конструкция летательного средства должны обеспечивать бесперебойную работу в сложных условиях при температурах окружающего воздуха от -55 до +40 градусов Цельсия, в высоких широтах до 75 градусов северной широты. При этом обязательно должна быть реализована возможность совершения взлета и посадки с грунтовых, снежных и ледовых площадок, а также на водные поверхности. Заявки на участие в данном тендере принимаются до 14 ноября 2013 года. Итоги тендера подведут 19 ноября, а срок выполнения всех проектных работ составит 1 год.

Аттракцион невиданной щедрости

Если же говорить о заявленном объема инвестиций в новый российско-австрийский проект — 10 млрд. рублей или 310 млн. долларов, — то это очень значительная сумма, полагает эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров. В качестве сравнения он привел пример затрат на создание другого самолета вместимостью 19 человек — EV-55, который оценивается в 90-100 млн. долларов, при этом 43 млн. долларов в данный проект уже вложило правительство Чехии. При этом в России не собираются строить завод для сборки австрийских машин, так как в отечественном авиапроме и так достаточно недогруженных мощностей, отмечает Алексей Захаров. По его словам, под композиты сегодня создаются производства в Ульяновске и Казани, даже если удастся выйти на сборку 60 самолетов ежегодно, во что эксперт не верит, это не потребует больших денежных затрат на организацию сборочного производства.

На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет
Отраслевой аналитик ИК «Регион» Алла Юрова отмечает, что заявление инвестиции в российско-австрийский проект в 4 раза выше, чем заявленная инвестиционная программа проекта по сборке самолетов Twin Otter в 80 млн. долларов. Но планируемые объемы производства у «Ростеха» в разы выше: планируемая мощность — 60 самолетов в год против 24 самолетов по проекту Twin Otter.

Если же говорить об объявленной стоимости новых самолетов, то 80 млн. рублей или 2,5 млн. долларов — это вполне адекватная стоимость для машины на 9 мест, отмечают эксперты. В настоящее время цена четырехместного двухмоторного австрийского DA42 L360 в зависимости от комплектации составляет 660-840 тыс. долларов, в то время как турбовинтовой Ан-3, который выпускался небольшими сериями в Омске, продавался за 1,5 млн. долларов, отмечает Захаров. В то же время стоимости 19-местного самолета на уровне в 120 млн. рублей или 3,7 млн. долларов, будет очень трудно достичь, полагают эксперты. Алла Юрова отмечает, что каталожная стоимость 19-местного Twin Otter стартует сегодня с отметки в 6 млн. долларов. Машина на 19 мест должна соответствовать уже другим стандартам, для того чтобы добиться озвученной стоимости в 3,7 млн. долларов, над проектом самолета придется серьезно поработать. При этом производство дизельных двигателей достаточно дорогой процесс — уж никак не дешевле выпуска ТВД, отмечает Алексей Захаров.

Перспективы проекта

Теоретически заявленная со стороны государства поддержка данного проекта делает его шансы на воплощение в жизнь гораздо более высокими. Но на практике проект обладает очень большим количеством организационных и технических нюансов, которые делают его реализацию очень проблематичной, говорит Алексей Захаров. Показательным является тот факт, что проект «Ростеха» и австрийской компании Diamond — это далеко не первая совместная попытка локализовать выпуск иностранных самолетов в нашей стране.

На замену Ан-2 придет легкий австрийский самолет
Раньше уже появлялись заявления о производстве в России чешских EV-55 Outback, канадских Twin Otter, а также 19-местных самолетов казанской фирмы МВЕН. Российское правительство даже задумывалось над ремоторизацией старичка Ан-2. Однако воз и ныне там. «Ростех» также уже не один раз говорил о своих производственных планах. В частности, в начале 2013 года достаточно широко обсуждался проект сборки в Ульяновске самолета Q-400, но дальше разговоров дело опять не продвинулось.

Однако с другой стороны, в настоящее время речь идет о совершенно другом типе самолета — для социально-значимой малой авиации. Российское правительство обеспокоено деградацией местных авиалиний, которые очень нуждаются в господдержке. Экономика данного сегмента авиаперевозок отличается очень большой сложностью, поэтому реализовать на практике прибыльные проекты без весомой господдержки очень затруднительно, отмечает Алла Юрова.

В частности, компаниям-эксплуатантам малых воздушных судов будут предложены государственные субсидии на приобретение новых самолетов с реализацией лизинговых схем, а также госзаказ на социально-значимые перевозки. Производителям таких самолетов могут быть предоставлены льготы при продвижении новых машин на российском рынке, отмечает Юрова. Поэтому при должном уровне поддержки со стороны правительства и наличии платежеспособного спроса «Ростех» вполне может успешно реализовать проект по созданию нового малого самолета на замену Ан-2.

При этом Алексей Захаров настроен гораздо более пессимистично. По его словам, во-первых, в мире еще нет достаточно надежных авиационных дизельных двигателей, иначе все бы на них уже давно летали. Во-вторых, австрийская компания Austro Engine, которая является «дочкой» DAI, активно продвигает на мировых рынках версии собственных самолетов DA40/42/50 с дизелем, но особых очередей за ними не стоит. Поэтому вполне объяснимо желание австрийцев поставлять эти дизельные двигатели в нашу страну. В-третьих, у австрийской компании просто нет опыта создания таких самолетов. Она обладает опытом проектирования и выпуска четырехместных моделей, но новый самолет — это машина другой размерности. Здесь речь идет не просто о «масштабировании», это другое производство. Та же чешская компания Evector в свое время построила и реализовала более одной тысячи легких самолетов, в то время как модель EV-55 получилась не столь удачной. В-четвертых, эксплуатация самолетов в России накладывает свои отпечатки: региональные аэродромы у нас не отличаются особой гладкостью ВПП и предъявляют к воздушным судам повышенные требования. Не факт, что австрийцы в полной мере знают, как именно этим требования соответствовать, подытожил эксперт ИХ «ФИНАМ».

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация