Мировой рынок надводных кораблей


Военный информационный портал
Мировой рынок надводных кораблей
В последние годы на мировом рынке можно зафиксировать рост конкуренции в сфере военно-морской техники (ВМТ). Объем этого рынка достаточно велик. При этом заказчики все большее внимание обращают на вопросы военно-технического сотрудничества в данной сфере: возможность лицензионного производства или совместной сборки боевых кораблей. Также внимание уделяется современным технологиям, например «Стелс». Несмотря на то, что объективные данные для оценки данной технологии в настоящее время отсутствуют, она является показателем новизны корабля и, безусловно, привлекает заказчиков.

Объемы рынка и место России

В период с 2004 по 2013 год в мире реализовано не менее 204 боевых кораблей на общую сумму в 40,17 млрд. долларов. Из этого количества объем рынка новых кораблей оценивается в 130 единиц при их стоимости в 38,53 млрд. долларов, что составляет сразу 63,7% от общего количества проданных надводных кораблей и 95,9% от стоимости общемировых поставок. Таким образом, на долю «секонд-хенда» приходится 36,3% реализуемых кораблей и лишь 4,1% по стоимости. Соответствующие данные приводятся в аналитическом отчете АРМС-ТАСС, который был опубликован в журнале «Рынки вооружений».



Согласно версии АРМС-ТАСС места на мировом рынке продаж современных надводных кораблей распределяются следующим образом:

1 место занимает Германия, за период с 2004 по 2013 год было реализовано 26 единиц новых надводных боевых кораблей на общую сумму в 5,6 млрд. долларов.

2 место занимает Франция, за период с 2004 по 2013 год французы реализовали 16 кораблей на сумму в 6 млрд. долларов.

3 место занимает Великобритания, которая реализовала за тот же период 15 надводных кораблей на общую сумму почти в 3 млрд. долларов.

4 место принадлежит Нидерландам, эта страна за десятилетие продала 14 надводных кораблей на общую сумму в 3,6 млрд. долларов.

5 место принадлежит России, которая идет с минимальным отрывом от лидеров. За десятилетие страна реализовала 13 надводных кораблей на общую сумму почти в 8 млрд. долларов. При этом за первую пятилетку 2004-2008 годы было продано всего 3 корабля – 1,7 млрд. долларов, но во вторую 2008-2013 объем продаж существенно вырос – 10 кораблей на сумму в 6,2 млрд. долларов.
Мировой рынок надводных кораблей
УДК "Мисталь"

Объем рынка систем вооружения для надводных кораблей
Существенное значение для рынка надводных кораблей имеет рынок систем вооружений для них. Согласно данным исследования «Прогноз рынка систем вооружения надводных кораблей», который был опубликован компанией «Форкаст интернэшнл», до 2018 года в мире будет реализовано 13 360 систем данного типа, оценочная стоимость которых составит 8,911 млрд. долларов.

При этом рынок систем вооружений для боевых кораблей в ближайшую пятилетку будут устойчивым. Основными покупателями новых вооружений по-прежнему останутся США. При этом за долгие годы существенно влияние на рынок корабельных вооружений окажут страны Европы. Речь главным образом идет о крупной франко-итальянской программе FREMM. Данная программа предусматривает поставку заказчикам сразу 27 фрегатов. Данный проект является самой крупной неамериканской программой строительства надводных кораблей, которая будет реализовываться длительный период и сможет оказать существенное влияние на рынок вооружений. В первую очередь она увеличит долю продажи европейских систем вооружений.

Также необходимо отметить, очень важную тенденцию на рынке систем вооружений боевых кораблей, которая заключается в повсеместном оснащении новых кораблей вертикальными стартовыми комплексами. В России это в первую очередь новые ЗРК «Штиль-1», а также противокорабельные системы «Калибр». Использование такого рода систем позволяет кораблям даже со сравнительно небольшим водоизмещением обладать высокими боевыми возможностями. Это может говорить о том, что заказ на небольшое число кораблей может повлечь за собой приобретение существенного количества систем вооружений для них, которые также обладают достаточно высокой стоимостью.
Мировой рынок надводных кораблей
Фрегат проекта 11356

Рынок надводных кораблей по классам

Фрегаты

Здесь и далее используются данные исследования, проведенного изданием Военно-промышленный курьер. Корабли данного класса являются самыми популярными на мировом рынке. За последние 30 лет было реализовано 214 фрегатов (более 1/3 всех проданных надводных кораблей и подлодок). Это связывают со следующими факторами: в данный класс попали эскадренные миноносцы предыдущих серий (к примеру, тип 22 ВМС Великобритании), которые активно продаются в развивающиеся страны, завершая службу в своих ВМС; фрегаты обладают значительным боевым потенциалом при сравнительно небольшой стоимости. Их могут приобретать и содержать страны с ограниченными финансовыми возможностями.

В данном сегменте достаточно большую конкуренцию представляют фрегаты, которые продаются из состава ВМС ведущих стран. С 1981 по 2011 год их было продано 95, что составляет 45% от общего числа проданных фрегатов. В первую очередь это были американские фрегаты Oliver H. Perry, которые по своим возможностям уступают всем современным фрегатом, но успешно продаются, благодаря поддержке со стороны правительства США.

Также можно отметить тот факт, что число фрегатов построенных по лицензии (65 штук), больше, чем фрегатов, построенных на верфях в странах-продавцах (54 штуки). За последние 30 лет доля надводных кораблей совместной постройки выросла.

Фрегаты водоизмещением не более 3000 тонн можно отнести к «переразмеренным корветам». По своим боевым возможностям и цене они несущественно от них отличаются. При этом сравнительно большое количество реализованных судов говорит о том, что многие развивающиеся государства стремятся иметь боевые корабли более высокого класса за сравнительно небольшую прибавку в цене. Однако доля таких кораблей в наши дни сокращается, в основном за счет увеличения продаж фрегатов водоизмещением 3500–4000 тонн.
Мировой рынок надводных кораблей
Малые фрегаты (3000-3500 тонн) обладают меньшей распространенностью. Это можно объяснить тем, что по критерию эффективность-стоимость данные корабли хуже, чем фрегаты большего водоизмещения. При комплексе вооружения, лишь незначительно превосходящем вооружение корвета, таким кораблям требуется экипаж и энергетическая установка практически такая же, как для полноценных фрегатов (3500-4000 тонн). Поэтому такие корабли востребованы лишь незначительным числом стран.

Самой многочисленной группой являются средние фрегаты водоизмещением 3500-4000 тонн, которые по своему вооружению почти соответствуют эскадренным миноносцам, уступая им по количественным показателям (числу антенных постов, боезапасу). Такие корабли в состоянии выполнять основные задачи, стоящие перед многоцелевыми кораблями (ударную, противовоздушную, противолодочную, поддержку десанта) с хорошей эффективностью.

Дальнейший рост водоизмещения (до 5000 тонн) не приводит к существенному росту боевых возможностей, сопровождаясь ростом цены. Фрегаты такого водоизмещения не пользуются популярностью, так как стоимость единичного корабля уже существенна для развивающихся государств. Всего за рассматриваемый период было реализовано 15 фрегатов данной группы.

Фрегаты большего водоизмещения (более 5 000 тонн) можно отнести к «уменьшенным эсминцам» по боевым характеристикам и цене они вплотную приближаются к ним. Эта группа фрегатов тяготеет к росту водоизмещения, что ведет к переходу границы в 6000 тонн и их постройке в качестве малых эскадренных миноносцев. Рост продаж таких фрегатов связан с тем, что европейские страны активно строят подобные суда для нужд своих ВМС и предлагают их на экспорт.

В целом можно выделить рост числа средних фрегатов, при сокращении числа малых.

Корветы

Несмотря на сравнительно низкую стоимость корветов закладывается существенно меньше, чем фрегатов. Связано это с наличием на рынке большого числа фрегатов, выводимых из состава ВМС ведущих государств. При такой же стоимости данные корабли обладают лучшей мореходностью, аналогичными боевыми возможностями и большим военно-политическим весом. С 1980 по 2011 год в мире было продано 153 корвета. В отличие от фрегатов в данном классе почти нет продаж кораблей из состава ВМС (всего 12 штук). Отчасти это объясняется малым числом кораблей данного водоизмещения в составе флотов ведущих стран.
Мировой рынок надводных кораблей
В то же время значительное количество кораблей в диапазоне до 850 тонн объясняется их невысокой ценой. При наблюдающейся тенденции к уменьшению габаритов вооружений водоизмещения в 500-850 тонн уже оказывается достаточно для размещения на корабле ударного и зенитного вооружения, а иногда даже противолодочного. По этой причине в роли многоцелевого корабля ближней морской зоны развивающиеся страны нередко выбирают корветы водоизмещением до 850 тонн. За рассмотренный период их было реализовано 55 штук – более 1/3 от общего числа корветов, поставленных на экспорт.

Рост числа проданных корветов водоизмещением более 1500 тонн объясняется тем, что на них сегодня можно полноценно разместить вертолет, его наличие уже считается общепринятым. При этом рынок кораблей данного типа является наиболее динамичным. Его особенностью является приобретение кораблей сравнительно большими сериями, что связано с желанием заказчиков уменьшить расходы на их эксплуатацию и многотипность кораблей. Самыми перспективными считаются корветы водоизмещением от 1000 до 2500 тонн, обладающие возможностью конфигурации проекта исходя из пожеланий заказчиков.

Десантные корабли

Десантные корабли в отличие от судов других классов не несут сложных комплексов вооружений, по этой причине их разработка доступна многим государствам, не обладающим развитым оборонно-промышленным комплексом. Совместное их производство практикуется только для реализации наиболее сложных проектов – универсальных десантных кораблей. При этом отмечается что:
- продажи небольших десантных судов постоянны, но имеют низкий уровень;
- продажи средних десантных кораблей, которые были популярны до 90-х годов, сократились;
- растут продажи крупных десантных судов: универсальных десантных кораблей (УДК), десантных вертолетных кораблей-доков (ДВКД).
Мировой рынок надводных кораблей
Патрульные катера

Рынок по производству патрульных катеров характеризуется самой высокой конкуренцией, что связано как с большими объемами потребности, так и большим числом производителей. Также в этой нише можно отметить высокую международную кооперацию по оборудованию, механизмам и системам вооружений, а также лицензионное строительство на верфях заказчика. По данному рынку можно сделать следующие выводы:
- наибольшее распространение получают патрульные катера водоизмещением до 150 тонн, на них приходится 2/3 рынка. В то время как крупных катеров водоизмещением 400-500 тонн всего 4%;
- большая часть катеров обладает скоростью хода до 30 узлов, свыше 40 узлов могут развить лишь 10% патрульных катеров;
- 90% патрульных катеров обладает дальностью плавания до 2000 миль;
- приблизительно 40% катеров оснащаются только пулеметами или ручным оружием. Наиболее распространенными калибрами артиллерии являются 20 и 40-мм системы.

Ракетные катера

Главными тенденциями развития ракетных катеров является повышение их мореходности, обитаемости, дальности плавания, простоты и надежности в эксплуатации, а также оснащение их эффективными средствами освещения надводной обстановки. Важную роль начинает играть ресурс главной энергетической установки. Наиболее распространены ракетные катера водоизмещением 200-300 тонн. При этом 70 из 172 импортированных различными государствами катеров данного тоннажа – это ракетные катера пр. 205, поставленные Россией/СССР, еще 35 единиц это китайские катера пр. 021, являющиеся аналогом пр. 205. В настоящее время отмечается сокращение спроса на данную продукцию. В этой обстановке перспективным видятся проекты ракетных катеров меньшего тоннажа и низкой стоимости.
Мировой рынок надводных кораблей
Корвет проекта 20380

Выводы

В заключении можно отметить, что под влиянием общемировых тенденций к началу ХХI века требования заказчиков к кораблям возросли. В будущем флот будет меньшим в количественном выражении, но при этом в его состав войдут боевые корабли, обладающие большими боевыми возможностями. Оценка проектов боевых кораблей на международном рынке во многом будет зависеть от использования последних научных достижений и технологий: анаэробной энергетической установки для подводных лодок и стелс-архитектуры на надводных кораблях.

Также существенным фактором, влияющим на продажи, будет возможность совместного производства корабля или производства его по лицензии. В условиях повышенного интересу к данному виду ВТС стоит более активно продвигать соответствующие варианты заказа кораблей, учитывая реализацию и поиск совместных программ сотрудничества с ведущими западными производителями для поставки кораблей в третьи страны с целью создания региональных центров ремонта и обслуживания российской военно-морской техники на территории стран-импортеров, удешевления контрагентских закупок.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация