Совместное украино-российское военно-морское строите


Военный информационный портал
Совместное украино-российское военно-морское строите
Совместное украино-российское военно-морское строительство: правда и вымысел

В российской и украинской прессе неоднократно появляются материалы о том, что между двумя государствами то улучшаются, то ухудшаются отношения. Точно также меняется и состояние совместных проектов. Иногда в СМИ можно наблюдать весьма парадоксальную картину потенциальных сфер сотрудничества между Россией и Украиной. В частности, речь идет о сотрудничестве в сфере строительства и модернизации военно-морской техники. Предлагаем вашему вниманию некоторые проекты, которые по утверждению печатных изданий являются наиболее перспективными в настоящее время в этой области.

Одним из наиболее известных совместных проектов является, пожалуй, передача России ракетного крейсера «Украина» проекта 11641. Переговоры о возможности передачи судна ведутся уже довольно давно, и только в апреле текущего года сторонам удалось достичь рамочных договоренностей. Согласно информации, поступившей в прессу, окончательное соглашение предполагается подписать летом 2013 года, во время официального визита российского военного министра С.Шойгу в Украину. Предварительные переговоры же были проведены между представителями военно-морского флота России, ОСК, военно-морских сил Украины, а также руководством государственного предприятия «Судостроительный завод имени 61 Коммунара» в конце марта текущего года. Основным достижением переговоров можно считать договоренности о стоимости крейсера – он был оценен в сумму, равную 25 миллионам долларов. При этом никаких возражений с российской стороны не поступало. Также было достигнуто соглашение относительно выплат: они будут проводиться поставками запасных частей для техники советского периода, которая до настоящего времени находится на вооружении украинской армии.



Помимо этого, Россия взяла на себя обязательства сделать заказы украинским предприятиям на выполнение части работ по достройке судна. Речь, в частности, идет и государственном предприятии «Зоря Машпроект», которое должно поставить комплект ЗИП для турбин основного хода.

Не обошлось и без недоразумений. Несмотря на то, что украинская сторона пыталась зафиксировать степень готовности корабля на уровне 90 процентов, российские специалисты, которые проводили осмотр крейсера (это представители ЦС «Звездочка» и ОАО «Северная верфь») пришли к выводу, что в действительности степень готовности судна составляет не более 67 процентов. И именно эта цифра была зафиксирована в итоговых документах.

На данный момент предполагается отбуксировать крейсер в Северодвинск для проведения дефектовки (то есть установления возможных дефектов корабля и оценки его годности). По итогам проведения данного анализа будет приниматься решение о возможности его достройки или переоборудования в корабль спецназначения.

Необходимый проект договора, как предполагается, будет готов к концу текущего года. Боле того, военно-морской флот уже даже предложил названия для крейсера, под которыми они войдут в состав российского флота – «Измаил» и «Полтава». Однако не исключен и такой вариант, что «Украина» сможет стать основным источником запасных частей для тех однотипных крейсеров, которые в настоящее время действуют в составе флота.

Напомним, ракетный крейсер под именем «Украина» был заложен еще в 1984 году. Правда, тогда он имел другое название – «Адмирал флота Лобов» В 1996 году его строительство было прекращено в связи с отсутствием финансирования. Позже предпринимались попытки строительство возобновить, но в 2001 году от них полностью отказались. И только несколько лет назад достройка судна была возобновлена.

Нет определенности и в переговорах о возможности завершения строительства плавучей технической базы проекта 2020 на Черноморском судостроительном заводе для российского военно-морского флота. Как заявляют украинские источники, российская сторона считают возможной достройку базы на украинском предприятии. Известно, что в ближайшее время в российской армии планируется к списанию и утилизации большое количество старых технических баз, поэтому ввод новой плавучей базы позволит в значительной степени увеличить возможности российского флота.

Напомним, плавучую техническую базу проекта 2020 на Черноморском судостроительном заводе начинали строить еще в 1990 году. Основное ее предназначение сводилось к перезарядке ядерных реакторов атомных подлодок. Когда база была спущена на воду, все работы на объекте были прекращены в связи с отсутствием финансирования, а позже было принято решение о его заморозке.

О возможном возобновлении строительства баз велась речь еще несколько лет назад. Согласно существующей информации, состояние плавучей базы проверялось представителями специальной комиссии, в составе которой находились сотрудники конструкторского бюро – проектанта. Тогда состояние базы было признано вполне удовлетворительным.

Кроме данного проекта, украинская сторона надеется на то, что российский флот проявит заинтересованность к заказу у украинских судостроительных предприятий модернизированного корвета проекта 58250. Примечательно, что косвенным подтверждением подобной заинтересованности является рабочий визит в текущем году представителей российского промышленно-торгового ведомства на Черноморский судостроительный завод в целях ознакомления с производственной мощностью предприятия. В рамках визита была предоставлена для ознакомления поточно-позиционная линия предприятия, достроечные набережные, наклонные стапели и плавучий док. Кроме того, была предоставлена информация о текущих судоремонтных и судостроительных проектах на заводе. В настоящее время предприятие, по словам генерального директора ЧСЗ В.Калашникова, занимается ремонтом кораблей украинских военно-морских сил. Кроме того, оно готово рассмотреть предложения о возможности сотрудничества по вопросам модернизации российского флота.

Напомним, корветы проекта 58250 были спроектированы украинскими конструкторами для нужд украинского флота. Изначально было запланировано строительство 10 судов подобного класса, однако недостаток финансирования стал причиной того, что руководство ограничилось всего четырьмя корветами. Предварительно стоимость одного такого судна будет составлять порядка 250 миллионов евро, что ниже стоимости аналогичных судов европейского производства. При это существует вероятность того, что Россия может остановить свой выбор на корветах такого же класса, но с гораздо меньшей стоимостью. В частности, речь идет о британском проекте «Кариф» (примерная стоимость – 252 миллиона долларов), турецком корвете «MILGEM» (стоимость – 260 миллионов долларов), немецком «MEKO A-100» (300 миллионов долларов). Кроме того, в России есть и свои фрегаты, стоимость которых гораздо ниже, но при этом по техническим характеристикам они ничем не уступают украинским судам. Речь идет не только о фрегатах проекта 20380 (экспортный вариант – «Тигр»), но и проекте 1135.6, корабли которого идут для военно-морских сил Индии.

Несмотря на это, украинская сторона не теряет надежды на положительный результат. И в связи с проведением строительных работ корвета, а также с тем, что вопрос относительно состава его вооружения до сих пор остается открытым, украинцы надеялись на совместное производство с российскими предприятиями аналога противокорабельной ракеты Х-35, однако данное предложение российскую сторону не заинтересовало.

Военное украинское руководство имеет намерение сохранить в составе своих ВМС подводные силы, поэтому не исключает заказа в России новых дизельных подлодок. Кроме того, не исключена возможность сотрудничества в плане совместного использования дизельных подводных лодок «Алроса» проекта 877В по мере того, как на российский Черноморский флот будут поступать новые подлодки проекта 06363.

К слову сказать, история создания подводных лодок проекта 877 началось еще в 70-е годы прошлого века, когда начались разработки дизель-электрических подлодок нового поколения, которые были предназначены для ведения действий против подлодок и надводных кораблей, проведения разведопераций и постановки минных заграждений. По данному проекту было построено порядка 50 подводных лодок, учитывая экспериментальные и экспортные варианты. Что касается непосредственно лодки «Алроса», то она была заложена в мае 1988 года на предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. На воду была спущена в 1989 году, а свое название получила лишь в 2004 году в честь акционерной компании, которая взяла шефство над ней.

И, наконец, не исключено сотрудничество в области модернизации торпед СЭТ-65, получивших название «изделие 260». Большое их количество находится на складах украинского военно-морского флота. История их создания началась еще в 1960 году, на вооружении они пребывают с 1965 года.

Необходимо отметить, что украинские предприятия также проводят работы по ремонту, модернизации и продлению ресурса систем и приборов минно-торпедного оружия в интересах российского флота. В частности, речь идет о предприятии АО «НПО «КЗА имени Г.Петровского», которое за период 2012-2013 годов от российских заказчиков получило порядка 80 процентов от общего финансирования контрактов на предприятии. Это предприятие в настоящее время уже закончило прорабатывать возможные направления модернизации систем управления торпед СЭТ-65, в частности, систем самонаведения, гироскопических датчиков дифферент-крена, введения в системы управления торпедой мелководного датчика давления и переключателя забортного давления воды с глубоководного на мелководный датчик.

Насколько успешным будет сотрудничество по данным проектам – зависит в равной мере и от украинской, и от российской стороны. Ничего плохого в совместной реализации данных проектов нет, но существует угроза того, что данное сотрудничество может в очередной раз превратиться в один из основных инструментов в развитии политических отношений между Украиной и Россией…

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация