Ирак больше не нуждается в украинских бронетранспорте


Военный информационный портал
Ирак больше не нуждается в украинских бронетранспорте
В конце января 2013 года в средствах массовой информации появилась информация о том, что военное ведомство Ирака рассматривает возможности аннулировать подписанный в 2009 году контракт с Украиной на поставку 420 бронетранспортеров БТР-4. Согласно опубликованным данным, иракская сторона имеет большие претензии относительно технических и эксплуатационных характеристик бронетранспортера, качества их производства. Кроме того, Ирак недоволен и постоянными срывами украинской стороной сроков поставок. Однако, по всей видимости, в этом деле существует и определенный политический аспект.

На сегодняшний день уже ни для кого не является секретом то обстоятельство, что контракты 2009 года, стоимость которых составила порядка 458 миллионов долларов, и которые предполагали закупку на Украине свыше четырех сотен колесных бронированных машин, по сути, были навязаны иракскому правительству Соединенными Штатами Америки. Таким образом, американское правительство «отблагодарило» Украину за оказание поддержки в проведении военной кампании в Ираке. Напомним, ране, в 2007 году, американское военное ведомство опубликовало информацию о том, что в ближайшее время планируется продажа Ираку свыше трехсот украинских бронетранспортеров БТР-3Е1, которая будет осуществляться через американскую систему межправительственных поставок FMS. Тем не менее, иракцам пришлось заключать контракт на приобретение более современных бронетранспортеров БТР-4. Таким образом, Ирак стал первым заказчиком, который купил украинскую «новинку». Согласно условиям подписанного контракта, все колесные бронированные машины, а именно 420 единиц, должны были быть поставлены в Ирак еще до марта прошлого года.



Несмотря на это, до настоящего времени иракская сторона сумела получить всего лишь 88 машин из указанных 420 (26 из них были отправлены весной 2011 года, и еще 62 машины – в середине осени 2012 года). Такие задержки с поставками связаны в первую очередь с большим количеством проблем, с которыми сталкивается харьковский «Завод имени Малышева».

Необходимо также отметить, что никакой информации относительно платежного документа, по которому украинская «оборонка» могла бы получить деньги за отправленные в пошлом году бронетранспортеры, на данный момент нет.

К концу 2012 года планировалось поставить еще одну партию БТР-4 в количестве 94 машин в Ирак. Но, как уже понятно, поставки совершены не были, а сами машины до сих пор находятся на стадии производства. И даже более того, иракское военное ведомство, ссылаясь на то, что срок действия контракта подошел к концу, осенью 2012 года заявило о том, что намерено инициировать переговоры с Россией и Южной Кореей относительно поставок аналогичной бронетехники.

Подобное поведение иракской стороны вполне ожидаемо. С самого начала контракта возникали проблемы с его выполнением: то украинцы задерживали поставки, то иракцы отказывались принимать технику из-за неполадок. И каждый раз находились «крайние» - те предприятия, на которых можно было свалить всю вину за срывы. Но в действительности, как говорят аналитики, проблема заключается совсем не в качестве украинской техники, поскольку она вполне отвечает натовским стандартам. Все дело в том, что представители иракского Министерства обороны никак не могут найти общий язык с представителями украинского концерна «Укрспецэкспорт».

Если говорить более конкретно, то речь идет о Дмитрии Саламатине, который, едва приступив к выполнению своих обязанностей в качестве министра обороны, попытался взять под личный контроль международные контракты. Он инициировал отстранение от работы посредников, силами которых Украина смогла подписать контракт с Ираком. Кроме того, перед ними было поставлено условие – отдать три четверти заработанного по контракту. Понятное дело, что посредники отказались. Тогда в финансовую схему были введены оффшорные структуры, которые не имели никакого отношения к данному контракту, которые, по сути, и подвели под угрозу срыва многомиллионный контракт.

Но, как говорят эксперты, руководство «Укрспецэкспорта» не учло одну особенность оружейного рынка – все масштабные договора заключаются исключительно с помощью посредников, которым доверяют и покупатель, и продавец. Понятно, что когда украинская сторона отказалась играть по таким несложным правилам, Ирак посчитал себя вполне свободным от каких бы то ни было обязательств.

К слову сказать, подобные проблемы существуют и в переговорах Украины с Эфиопией, Китаем, Ливией и многими другими государствами, с которыми сотрудничает украинский оборонно-промышленный комплекс.

Необходимо также отметить, что новые колесные бронетранспортеры БТР-4 должны были быть поставлены и в украинскую армию. Однако вполне очевидно, что решение о приобретении 10 машин экспортной конфигурации БТР-4Е имело четко определенный политический характер. Появление данных машин в украинских войсках должно было способствовать продвижению техники на международный рынок в качестве таковой, которая используется национальными вооруженными силами. Однако, несмотря на то, что поставки предполагалось осуществить еще до конца прошлого года, до настоящего времени они все еще не произведены.

Украинское военное ведомство на протяжении длительного периода времени поддавало острой критике базовую конструкцию бронетранспортера БТР-4, требуя в значительной степени модернизировать и переработать его. Подобные доработки планировалось осуществить в рамках проекта БТР-4М. Только в начале этого года появилась опытная модель бронетранспортера БТР-4МВ по этому проекту. При этом с целью удешевления производства машина была переделана из безуспешно продвигавшегося в Македонию БТР-4В. Вся суть переделки заключалась в установке кормовой рампы и замене носовой части корпуса на новую, без дверей и бронестекол. При этом в кормовой части установлена откидная аппарель с дополнительной дверью, через которую возможна высадка десанта. Броневая защита имеет Уровень 3 по натовским стандартам. Помимо этого, возможна установка дополнительной защиты с целью обеспечения 4-го и 5-го уровней защиты по натовским стандартам. Опытный образец оснащен немецким двигателем Deutz и американской коробкой передач Allison. На бронетранспортере установлен боевой модуль «Парус».

Вместе с тем, ввиду неопределенной позиции украинского Минобороны относительно бронетранспортеров БТР-4, а также очевидных недостатков машин, на «Заводе имени Малышева» и в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени Морозова началась реализация двух проектов по производству новых колесных бронетранспортеров - БТР-5 и БТР-9. Согласно официальной информации, эти машины будут напоминать современные западные бронетранспортеры и будут иметь более мощную противоминную защиту. Кроме того, несколькими годами ранее на другом украинском предприятии, Николаевском ремонтно-механическом заводе, был разработан и произведен опытный образец БТР-7, который впоследствии прошел успешно испытания в ОАЭ.

Таким образом, вполне очевидно, что украинский оборонно-промышленный комплекс имеет потенциал. И только от грамотного руководства и достаточного финансирования будет зависеть, сможет ли продукция украинского оборонно-промышленного комплекса конкурировать на мировом оружейном рынке.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация