Новые вопросы о сотрудничестве России и Белоруссии


Военный информационный портал
Новые вопросы о сотрудничестве России и Белоруссии
Двенадцать лет назад был подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. С тех пор прошло много времени, сделано немало шагов для интеграции, но осталось немало проблем. Одним из главных элементов экономики Союзного государства является постоянное сотрудничество Москвы и Минска в различных сферах. Среди прочих направлений присутствует и взаимовыгодные договоренности в военно-технической сфере. Судя по событиям последних лет, такое сотрудничество не только не прекратится, но и усилится.

Новые вопросы о сотрудничестве России и Белоруссии

Руководство Белоруссии прямым текстом подтверждает подобные намерения. В середине октября президент страны А. Лукашенко заявил, что белорусское военное ведомство в дальнейшем планирует использовать все возможности для обновления вооруженных сил с российской помощью. Вполне очевидно, что белорусская армия сейчас не может называться мировым лидером, но и явным аутсайдером ее тоже признать нельзя. После ряда последних обновлений вооруженные силы Белоруссии по некоторым статьям не отстают от ряда европейских государств. При помощи России команда Лукашенко надеется поднять обороноспособность армии и обезопасить свою страну от нападения.



Одна из последних новостей о российско-белорусском военном сотрудничестве пришла в сентябре. После встречи с президентом России В. Путиным его белорусский коллега рассказал о существовании соглашений на предмет поставки новых истребителей, предназначенных для прикрытия западных границ Союзного государства. Вскоре в средствах массовой информации появились первые сведения о типе самолетов. Наиболее вероятными «кандидатами» для отправки в Белоруссию были названы истребители Су-30К, в свое время служившие в Индии. Напомним, в конце девяностых годов около двух десятков самолетов этого типа были переданы индийским ВВС в качестве своеобразной временной меры в ожидании начала производства истребителей Су-30МКИ с более высокими характеристиками. После того, как производство последних было налажено и Индия получила их, «временные» Су-30К вернулись в Россию. Теперь их ждет ремонт и модернизация, которую, согласно некоторым источникам, произведет белорусский 558-й авиаремонтный завод (г. Барановичи). Выбор предприятия объясняется экономическими особенностями обновления машин – установка новых узлов и агрегатов в Белоруссии обойдется значительно дешевле, чем в России.

Однако в отремонтированном и обновленном виде истребители все равно подорожают. Общая стоимость 18 бортов превысит миллиард долларов, что для Минска является слишком большой суммой. Очевидным выходом из ситуации выглядит кредит, однако Москва может и не пойти на этот шаг. В свою очередь, обмен самолетов на товары, долю в белорусских предприятиях и т.д. так же может выглядеть не слишком реальным ввиду сложившихся отношений между Россией и Белоруссией. Тем не менее, Москве, скорее всего, придется идти на определенные уступки – военно-воздушные силы сопредельной республики не слишком сильны и, как следствие, не могут обеспечить должной защиты Союзного государства.

Как видим, ситуация с поставками истребителей выглядит неоднозначной и достаточно сложной. Российским и белорусским чиновникам предстоит найти взаимовыгодный способ решения возникшей проблемы и договориться о передаче самолетов. Возможно, этим способом станет обмен одной техники на другую. К примеру, оплата покупки самолетов продукцией Минского завода колесных тягачей. Для белорусской стороны такая методика расчетов удобна, в первую очередь, тем, что немалая часть вложенных денег уйдет на поддержание собственного производства и улучшение социальной ситуации в стране. Стоит отметить, Россия действительно имеет основания согласиться на поставку колесных шасси минского производства. Несмотря на двадцать лет, прошедшие с распада Советского Союза, немалое количество российской военной техники продолжает монтироваться на базе белорусских машин, в том числе и подвижные грунтовые ракетные комплексы семейства «Тополь», являющиеся одним из важнейших компонентов российских ядерных сил.

Однако все чаще новая российская техника собирается на базе колесных платформ, собранных на Брянском автомобильном заводе. В свое время даже появился слух, гласящий, что военное и политическое руководство России негласно распорядилось перевести всю новую отечественную технику на шасси отечественного же производства с целью минимизации зависимости от зарубежных организаций, в том числе и принадлежащих дружественным странам. В качестве подтверждения этого слуха приводились зенитные ракетные комплексы С-400 и другая новая техника, собираемая на базе тягачей брянского производства. В то же время, белорусские колесные машины продолжают активно использоваться в войсках и остаются одним из вариантов шасси для новой военной техники. Для примера можно привести уже упомянутые грунтовые комплексы «Тополь» и «Тополь-М», пусковую установку оперативно-тактического комплекса «Искандер», а также недавно созданный колесный вариант ЗРК «Тор-М2Э».

Таким образом, получается, что даже при наличии распоряжения о переходе на отечественные шасси, белорусские машины в течение некоторого времени все равно будут оставаться в войсках. Более того, на адаптацию существующих моделей марки «БАЗ» к использованию в новых ракетных комплексах и другой боевой технике уйдет некоторое время, в течение которого все равно придется закупать колесные платформы у Белоруссии. В контексте разделения своей и чужой продукции стоит вспомнить еще одно недавнее заявление Лукашенко. Рассказывая о переговорах с Путиным, он упомянул о некой договоренности относительно изменения статуса белорусской техники. Президентам двух стран удалось решить вопрос с импортом оборонной продукции из Белоруссии, и в скором времени она будет иметь те же «права», что и российская. При желании эти намерения можно считать подтверждением версии о поставках самолетов в обмен на колесные шасси.

Так или иначе, Союзный договор, географическая близость России и Белоруссии, а также совместное прошлое не оставляют особого выбора и требуют продолжения сотрудничества в сфере общей безопасности. Стоит отметить, это сотрудничество является выгодным для обеих сторон: Россия получает хорошую технику и союзника у западных границ, а Белоруссия – поддержку сильной страны и новое вооружение с выгодными условиями покупки.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация