Российские вооружения для Латинской Америки


Военный информационный портал
Российские вооружения для Латинской Америки
Традиционно военно-техническое сотрудничество России/СССР со странами Южной Америки не носило массового характера. Взаимная удаленность государств и особенности проводимой сверхдержавами политики в конечном счете выливались в массовые поставки вооружений и военной техники, произведенной в США. Первые серьезные шаги в расширении рынка вооружений Советский Союз предпринял в 50-60-х годах прошлого века. После свержения Батисты новое руководство Острова свободы оказалось в весьма щекотливой ситуации. Ввиду внешней угрозы стране срочно требовалось вооружение, а продолжать покупать его у США не было возможности из-за серьезных политических разногласий. В итоге Кубе помог СССР, заодно приобретя союзника «под носом» у вероятного противника.

Следующим южноамериканским другом СССР стала Перу. После прихода к власти Х.В. Альварадо и возглавляемой им группы офицеров эта страна, как и Куба за несколько лет до того, приняла решение сотрудничать с Советским Союзом. Одним из поводов для этого стала помощь СССР в ликвидации последствий землетрясения 1969 года. Тогда советские летчики на самолетах Ан-22 привезли в Перу гуманитарную помощь и произвели настоящий фурор грузоподъемностью и дальностью полета своих машин. После Перу список дружественных Советскому Союзу стран должен был пополниться Чили. Уже шли соответствующие переговоры, вот-вот был подписан первый контракт, но… К власти пришел А. Пиночет и все планы по дружбе с Чили пришлось отменять. К счастью, в 1979 году в Никарагуа завершилась Сандинистская революция, после которой новое руководство этой страны предпочло сотрудничать не с США, поддерживавшими Сомосу, а с Советским Союзом.

Нельзя сказать, что сотрудничество с южноамериканскими странами было полностью выгодным для нашей страны. По ряду политических и иных причин нередко вооружения поставлялись по специфическим кредитам, которые впоследствии, в лучшем случае, отдавались с большими задержками. Кроме того, внешнеполитическая обстановка порой требовала от СССР смягчения финансовых сторон поставок и снижения стоимости. Таким образом, в ряде случаев наша страна недополучила даже сниженную цену за поставленные вооружения. Тем не менее, поставки шли активно. Куба, к примеру, оснащала свои вооруженные силы исключительно советскими техникой и вооружениями. На втором месте по объемам была Перу, закупавшая не только советское оружие, но и европейское. Наконец, военные Никарагуа комплектовали свою «корзину заказов» весьма сложным образом и заказывали у нашей страны в основном бронетехнику и стрелковое оружие. После распада СССР рынок сбыта российского вооружения в Латинской Америке немного уменьшился, но теперь в подавляющем количестве случаев закупки носили единичный характер и не позволяли строить планы на будущее.



Российские вооружения для Латинской Америки
Су-30 Венесуэльских ВВС

Независимая Россия несколько лет не могла вернуться к стабильным поставкам вооружений в южноамериканские государства. И снова на руку нашей стране оказались изменения политического курса одной из стран. После избрания У. Чавеса на пост президента Венесуэлы (1999 год) новое правительство страны стало продвигать новую внешнюю политику. В частности, из-за ряда разногласий Каракас рассорился с Вашингтоном. Естественно, ни о каком продолжении закупок оружия у США после этого и речи не шло. Из всех альтернативных вариантов администрация Чавеса выбрала именно российское оружие. Таким образом, Венесуэла стала первым после длительного перерыва стабильным «клиентом» в регионе. Уже относительно давно венесуэльские военные получили новые самолеты семейства Су-30 и боевые машины пехоты БМП-3, а в последние годы вооруженные силы Венесуэлы обзавелись танками Т-72Б1В, самоходными артиллерийскими установками, рядом зенитно-ракетных систем и т.д. Кроме того, официальный Каракас неоднократно выдвигал предложения, касающиеся начала лицензионного производства некоторой техники на своей территории. По имеющимся данным, к настоящему времени общая сумма контрактов между Россией и Венесуэлой вплотную приблизилась к планке в 10 миллиардов долларов. Хорошо венесуэльцы используют доходы от нефти, ничего не скажешь. В то же время, Венесуэла не склонна отдавать свои заказы в области вооружения одному производителю. Чавес не хочет ссориться с Европой, поэтому зачастую венесуэльские военные выбирают европейскую технику.

Российские вооружения для Латинской Америки
Первая партия из 35 танков из заказанных Венесуэлой 92 машин Т-72Б1В прибыла в Пуэрто-Кабельо в мае 2011 года, вторая партия танков прибыла в январе 2012 года. Фото http://bmpd.livejournal.com/

Весной 2008 года Россия и Бразилия по инициативе последней подписали несколько договоров на предмет военно-технического сотрудничества. Пока что поставки российского вооружения коснулись только зенитных ракетных комплексов и вертолетов: многоцелевых Ми-171 и ударных Ми-35. Одновременно с этим Бразилия проявляет интерес к подводным лодкам и современным истребителям. Так, в настоящее время бразильское министерство обороны вновь начинает конкурс, целью которого является выбор наиболее пригодного и перспективного истребителя для ВВС Бразилии. Имеется информация о возможном участии в тендере российского истребителя Су-35С. По совокупности характеристик он, как минимум, не хуже других конкурсантов – Dassault Rafale, Boeing F/A-18E/F Super Hornet и др. Кроме того, уже несколько месяцев циркулируют слухи о возможной отмене конкурса и приобретении «Сушек» напрямую, без сравнения с другими машинами. В то же время, Бразилия хочет только 35-40 готовых истребителей. Остальные восемь десятков она намерена собрать из готовых узлов и агрегатов на собственных предприятиях. Готовность страны-производителя авиационной техники к такому контракту также скажется на итогах тендера. В случае победы российского Су-35С наша страна получит контракты на сумму до 12 миллиардов долларов. Сюда входит изготовление и сборка первых партий самолетов, производство комплектов для сборки, обучение бразильских специалистов и т.д. Интересен тот факт, что в большинстве бразильских планов относительно покупок вооружений и военной техники значится сборка на своей территории. По-видимому, эта южноамериканская страна намерена воспользоваться чужим опытом и сторонними наработками для того, чтобы в итоге построить собственную оборонную промышленность, способную делать технику мирового уровня.

Российские вооружения для Латинской Америки

У России имеются серьезные договоренности с Бразилией и Венесуэлой. С другими странами региона дело обстоит хуже. К примеру, под вопросом сотрудничество с Мексикой. ВВС этой страны имеет далеко не самую лучшую по современным меркам технику, которая требует скорейшей замены. В распоряжении мексиканских военных в настоящее время имеется несколько десятков вертолетов еще советского производства. Причем они не были поставлены напрямую, но куплены у третьих стран в подержанном состоянии. Экономическая ситуация пока не позволяет Мексике быстро обновить парк техники и по этой причине вряд ли стоит ждать крупных заказов на Ми-171, которые вполне способны заменить старые бывшие в употреблении Ми-8.

Немного лучше дело обстоит с перспективами российского сотрудничества с Аргентиной. Официальный Буэнос-Айрес давно поглядывает в сторону российских средств противовоздушной обороны и вертолетов. Тем не менее, пока что реальные заказы ограничились шестью многоцелевыми вертолетами Ми-171. В перспективе аргентинские военные могут заказать большее количество таких же винтокрылых машин. Кроме того, Аргентина неоднократно выказывала намерения приобрести некоторое количество зенитных ракетных комплексов «Тор» и ракетно-пушечных «Панцирь». Относительно планов на покупку истребителей или других типов самолетов пока информации нет.

Российские вооружения для Латинской Америки

Сотрудничество со странами Латинской Америки имеет свою специфику. За исключением нескольких развивающихся стран этот регион в целом небогат. Поэтому от южноамериканских стран вряд ли стоит ожидать серьезных заявок на контракты. Даже военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой не будет иметь денежный эквивалент более полутора миллиардов долларов в год, а про другие государства можно даже не говорить. В то же время, небольшие объемы заказов теоретически могут быть компенсированы хорошим их количеством. Исторически сложилось так, что армии большинства стран Южной Америки в основном оснащены вооружением производства США. Среди прочего это увеличивает влияние Вашингтона на небольшие государства. Те из них, которые не желают слишком сильно связываться с одной страной, выбирают вооружения и технику производства других стран. По совокупности стоимости и качества российские вооружения зачастую оказываются лучше зарубежных, что оборачивается новыми заказами. Наконец, поставки оружия напрямую влияют на авторитет нашей страны в регионе. Не самый плохой «бонус» к деньгам.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация