Зашумят ли «Ясени», загудят «Бореи»?


Военный информационный портал
Зашумят ли «Ясени», загудят «Бореи»?
Со среды начала проясняться ситуация, касающаяся заключения контрактов между Министерством обороны и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Под пристальным вниманием Премьера Путина в Северодвинске были подписаны долгожданные соглашения между покупателями и поставщиками на сумму около 280-ти миллиардов рублей. Это можно считать серьезной подвижкой после слишком затянувшегося взаимного неприятия условий двух сторон.

Президент и Премьер уже давно высказывались по поводу того, что срывы контрактов могут серьезным образом сказаться на обороноспособности России уже в ближайшее время. С этим сложно не согласиться. Если говорить о подводном флоте России, то сегодня боевые задачи пока еще выполняют морально устаревшие подлодки 2-го поколения. Планируется, что совместными усилиями «Севмаша», «Малахита» и ЦКБ «Рубин» и благодаря федеральной программе финансирования будут построены подводные лодки 885-го проекта – «Ясень» и суперсовременный подводный крейсер «Борей» (проект 955 А). Нужно сказать, что крейсер проекта «Борей», получивший имя великого полководца Александра Невского уже спущен на воду на Северодвинском заводе. Произошло это важнейшее для отечественного флота событие в конце прошлого года. Однако пока «Александр Невский» не прошел всех требуемых испытаний, поэтому планы о его полноценном вводе в эксплуатацию претерпели некоторые изменения. Помимо «Александра Невского» уже в следующем году будет достроен подводный крейсер «Юрий Долгорукий».

Планируется, что подводные лодки 955-го проекта «Борей» будут нести боевую службу на Тихоокеанском флоте. Уже сейчас с Камчатки в Архангельскую область прибыл экипаж, который и примет подводный крейсер, чтобы провести необходимые мероприятия по его «обкатке» и впоследствии осуществить поход на тихоокеанскую базу подлодок. «Обкатка» может занять от года до полутора, и пока все технические показатели корабля не будут признаны отвечающими требованиям, он будет приписан к Северодвинскому порту.



Описанные соглашения являются одним из сегментов масштабной программы по перевооружению Военно-Морского Флота страны. Планируется, что в течение ближайших восьми лет (до 2020 года) из бюджета на модернизацию флота будет затрачено около 4,7 триллиона рублей. Это означает, что предприятия, причастные к разработке и строительству новых кораблей, будут загружены по полной программе.

Путин в Северодвинске заявил, что нынешние планы рассчитаны именно на максимальную загрузку работой российских судостроительных компаний. Помимо этого, к успеху Премьер отнес то, что уже сейчас практически полностью удалось отказаться от заказа комплектующих из стран СНГ. Это можно считать серьезным шагом в развитии отрасли, ведь если зависимость от зарубежных государств в плане строительства военных кораблей будет прямой, то это может поставить Россию в невыгодную ситуацию. Ведь такое понятие как «партнерский шантаж» мы уже проходили и в связи с Украиной, и в связи с Белоруссией, причем это касается не только шантажа газового.

Долгое время вопрос о заключении контрактов на постройку новых кораблей оказывался в подвешенном состоянии. Связано это было в основном с ценовыми вопросами. К примеру, Минобороны и ОСК никак не могли договориться о том, какими должна быть приемлемая планка рентабельности. После вмешательства в ситуацию первых лиц государства Министерство обороны решило согласиться на «оплату» сразу 35% рентабельности промышленникам.

Однако такого рода уступки будут сделаны, если промышленность будет тратить полученные деньги на модернизацию собственного производства. Формула выглядит достаточно многообещающей, поэтому и лед недоверия сторон друг к другу, по крайней мере, внешне, начал понемногу таять. А модернизация оборудования промышленных предприятий в этом контексте играет особенно весомую роль, так как невозможно строить современную военную технику на станках, которым больше тридцати лет.

Не будем забывать и о том, что строить планируется не только подводные лодки, но и сверхсовременные ледоколы, танкеры, другие морские и речные суда. Чтобы поддержать темпы строительства судов, на дальнем Востоке создаются дополнительные верфи. Они рассчитаны на партнерство с компаниями Сингапура и Южной Кореи.

По всей вероятности, Премьер решил так активно взяться за «помощь» в решении вопроса между ОСК и Минобороны, памятуя, что на носу выборы. Будем надеяться, что это не просто очередной пиар ход, а продуманная политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Как бы там ни было, но контроль над всеми договоренностями между партнерами, по всей видимости, придется проводить уже будущему правительству – во главе с Дмитрием Медведевым. И вот здесь то и нужно вспомнить слова из недавнего доклада главного военного прокурора Фридинского о том, что из гособоронзаказа «налево» уходит около 20% выделенных средств. Есть, над чем работать…

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация