«Локхид» теряет последнюю надежду


Военный информационный портал
«Локхид» теряет последнюю надежду
Проиграв десятимиллиардный конкурс по поставке 126 средних истребителей для военно-воздушных сил Индии, авиастроители из Америки решили идти ва-банк. Они предложили Дели современные машины 5-го поколения.

СМИ США только и говорят о том, что концерн «Локхид Мартин» может вновь стать участником индийского тендера, так как они предоставили вместо F-161N Super Viper, который не прошел в финал, совсем иной самолет – F-35 Lightning II. Так гигант заграничного ОПК, который вылетел с MMRCA, попытался вернуться.



Бесплодные обещания.

«Лайтинги» уже второй раз предлагаются индийцам. «Локхид» уже обещал индийским военным создание благоприятных условий в будущих закупках F-35, желая уговорить Дели на покупку новой модернизации F-16. Но Super Viper потерпел поражение на конкурсе. А обещания в будущем получить неотработанный пока самолет, взамен на взятие на вооружение индийскими ВВС F-16–х, не имели успеха. «Локхид» теперь повышают ставки, переигрывая ситуацию.

Если отбросить недоделанность и ненормальную даже для бюджета США цену, то F-35 – машина перспективная. Рассматривая ее сквозь призму индийского тендера, она становится интересной тем, что первоначально разработчики планировали палубное базирование машины. Эта особенность входит в число конкурсных требований к машинам.

Понятно, что летчики индийского ВМФ не будут летать только на одной палубной машине. Это против правил политики, которая уже сложилась в Дели. Очевидно, что к нашему МиГ-29К прибавиться еще кто-то. Эксперты предполагают, что выбор остановится на специальной версии Eurofighter Typhoon. Основанием для этого предположения является вероятность обещания европейского консорциума присоединения авиастроителей из Индии к проектированию «Еврофайтера».

В этом плане F-35 довольно конкурентоспособен, но, видимо, он был предложен в ненужном формате. Позже выяснилось, что Индия не намерена рассматривать запоздавшее выдвижение F-35 на тендер. Представители военных ведомств Индии говорят, что состав финалистов уже утвержден, и будет нечестно включать еще одного участника, который не проходил отборочные процедуры, как другие. Индийский представитель Минобороны Ситаншу Кара сказал: «Тендер сильно продвинулся вперед, и появление на нем любого новичка запоздало» (цитата Financial Times).

F-35 имеет одну оставшеюся лазейку в Индию – желание Индии создать легкий истребитель пятого поколения AMCA. Но и тут есть некоторые существенные условия. Программа предусматривает немалый набор «родных» индийских производств и разработок. Вряд ли этот проект будет переделан для закупки готовой машины «Локхид Мартин».

Наши и не наши проблемы

Для создания легкого индийского истребителя 5-го поколения необходимо решить один простой вопрос: с кем его создавать? Не надо принимать во внимание тот факт, что в Индии большая часть рынка 5-го поколения занята Россией. Это проект FGFA, представляющий уникальную локализацию нашего ПАК ФА. С какой стороны не подходи, но стран, которые могут технически поддержать амбиции Индии, всего две – США и Россия.

Далее имеют значение следующие соображения. Казалось бы, диверсифицировать поставщиков технологий, снизить риск возможных потерь – то, что надо индийским военным. По этой логике очевиден выбор F-35 для пары FGFA. Однако, США имеют недоведенный до конца самолет, а России сейчас предложить нечего, но так даже лучше.

Вся загвоздка в том, что для проекта AMCA индийцы хотят предоставить свои собственные разработки, пусть даже заимствуя отдельные узлы, а не закупить готовые решения и локализации. США неохотно передают свои документации и технологии по военной технике. В этом случае у индийцев спросом пользуется именно ноу-хау.

Вполне возможно повторение истории на конкурсе MMRCA, когда американцы изо всех сил поддерживали своих производителей, которые хотели за 10 млрд. долларов продать Дели почти весь технологический процесс и смежные производства.

Сможет ли Россия удачно использовать такую потенциально выигрышную ситуацию? На данный момент машины, подходящей для требуемого формата, наш оборонно-промышленный комплекс не имеет. А главное, что неясно, будет ли он хотя бы в перспективах. Данный сегмент авиастроения последний раз обновлялся в конце 80-х годов, когда был проработан аванпроект ЛФИ 4.12 на замену МиГ-29. Но он был забыт, все силы были брошены на более тяжелую тогда линию МиГ 1.42/1.44, которая неудачно конкурировала с проектами КБ Сухого ради права стать машиной для программы ПАК ФА на закате 1990-х.

Неужели продавать технологический неликвид и оставшиеся компетенции разработчиков и ученых – это новый способ поддержки инженерно-конструкторских школ, сохранения и их укрепления для будущего. Наши авиастроители создают же странные НИОКР для оборонного комплекса с Китаем. Почему бы им не сотрудничать таким же образом с Индией, которая традиционно открыта для импорта ноу-хау.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация