Странные особенности украинского кораблестроения


Военный информационный портал
Странные особенности украинского кораблестроения
За все время своего существования независимый украинский флот пополнился лишь двумя новыми кораблями – корветами «Луцк» в 1997 году и «Тернополь» в 2005 году. Причем оба этих корабля были заложены еще в СССР, так с момента закладки и до ввода в состав ВМС Украины корвета «Тернополь» прошло без малого 14 лет. При этом концепция развития вооруженных сил Украины предполагает, что именно корветы должны стать основной ударной силой ВМС страны. Корабли данного класса предназначаются для охраны прибрежных районов и патрулирования, противодействия подводным лодкам, выполнению задач противолодочного дозора, охраны конвоев и гражданских кораблей, борьбы с надводными целями. Данные сравнительно небольшие корабли идеально подходят для действий в акватории Черного моря.

В настоящее время на Украине уже произвели закладку первого корвета серии из 4 единиц. Осуществлением госзаказа занимается "Черноморский судостроительный завод" в Николаеве. Первый корабль планируется ввести в состав флота в 2016 году, а к 2021 году ВМС Украины должны располагать четырьмя новыми корветами проекта 58250. Первоначально предусматривалась постройка десяти подобных кораблей для создания трех полноценных соединений, но впоследствии из-за недостатка финансирования было решено ограничиться четырьмя корветами.

Странные особенности украинского кораблестроения



Стоит отметить, что нынешняя ситуация на Украине уникальна, страна решила вернуться к проектированию и созданию собственных военных кораблей после 18 летнего простоя. За 18 лет независимости здесь не проектировали и не строили ни одного корабля по собственному проекту. При этом в стране нашли силы для того, чтобы практически «с нуля» создать новый корвет, с использованием самых современных технологий. По своим ТТХ он будет выгодно отличаться от известных ныне аналогов и будет выполнен по технологии «стесл», делающей корабль менее заметным. Корвет должен получить ряд принципиально новых украинских разработок: новую РЛС, гидроакустический комплекс, комплекс связи, дизель-газотурбинную установку, холодильные машины. Предполагается, что корвет будет производиться в кооперации с иностранными компаниями из Италии, Франции, Дании, Германии. При этом доля украинских узлов и агрегатов достигнет 60%.

Постройка подобных кораблей будет первым шагом к возрождению кораблестроения на Украине, считает директор компании "Смарт-Холдинг" Алексей Пертин. По его словам, одно рабочее место в данной сфере создает еще от 4 до 5 дополнительных рабочих мест в смежных областях – металлургии, машиностроении, электронике. Для постройки корветов предполагается задействовать мощности 23 местных предприятий, которым предстоит работать в кооперации.

По предварительным подсчетам стоимость одного корвета должна была составить около 250 млн. евро, что, по мнению представителей ВМС Украины, меньше, чем стоимость аналогичных кораблей европейского производства. Так или иначе, в марте этого года появилась информация о том, что общее финансирование программы по постройке 4-х кораблей данного класса составит 16,22 млрд. гривен, или 2 млрд. долларов, исходя из чего специалисты определили стоимость одного корвета на уровне 500 млн. долларов или около 357 млн. евро. Неудивительно, что с такой стоимостью Украине пришлось отказаться от постройки 10-и кораблей и ограничиться лишь постройкой 4-х корветов, с другой же стороны здесь где-то может закрасться ошибка. Но цифра в 2 млрд. долларов была официально озвучена министром обороны Украины Михаилом Ежелем и фигурирует во многих СМИ.

Странные особенности украинского кораблестроения
Корвет проекта 58250


Спроектированный на Украине корабль выглядит больше корвета, но меньше фрегата. Правда, стоит учесть, что конструкторы смогли оснастить его комплексом вооружений, который позволяет полноценно выполнять функции противокорабельной и противолодочной обороны, а также противоракетной и противовоздушной. Все это приближает боевую ценность корвета проекта 58250 к фрегатам водоизмещением до 3 500 тонн. Внешний его вид позволяет говорить об использовании при проектировании стелс-технологии, основное вооружение будет спрятано внутри судна. Основные характеристики судна таковы: водоизмещение – 2 500 т., длина – 112 м., ширина – 13 м., максимальная скорость – 32 узла, максимальная дальность плавания – 4 000 морских миль, экипаж – 110 человек, автономность – 30 суток. Любопытно, что корвет должен получить противокорабельные комплексы и комплексы зенитной обороны французского производства, а артиллерийские системы производства Германии и Италии. Но пока что все технологические особенности корабля отходят на второй план при взгляде на его стоимость. Для контраста рассмотрим основных конкурентов украинского корвета.

Британский корвет проекта «Кариф» - многоцелевой корабль, длиной 99 м., шириной – 14,6 м., водоизмещением 2 500 т. Максимальная скорость 25 узлов, Дальность хода – 3500 морских миль, автономность 21 сутки. Экипаж – 100 человек. Основное ударное вооружение – ПРК MM-40 «блок-3» «Экзосет» (такой же планируется установить и на украинском корвете). Стоимость корабля – 252 млн. долларов, что почти в 2 раза меньше цены корвета пр. 58250, при равном водоизмещении судов.

Странные особенности украинского кораблестроения
Британский корвет проекта «Кариф»


Турецкий корвет «MILGEM». Программой военного строительства запланирована постройка 12 таких кораблей. Водоизмещение – 2 000 т., длина – 99 м., скорость хода – 29 узлов, максимальная дальность плавания – 3 500 морских миль, автономность – 21 сутки, экипаж – 93 человека. Предполагается, что данная серия поступит на вооружение не только Турции, но и ВМС Пакистана и Канады. Стоимость турецкого корвета – 260 млн. долларов.

Странные особенности украинского кораблестроения
Турецкий корвет «MILGEM»


Одним из самых дорогих европейских корветов является немецкий «MEKO A-100», производимый Германией. Его стоимость оценивается в 300 млн. долларов, при этом Израиль, желающий приобрести эти корабли, настаивает на 20% скидке. По мнению же немецкой стороны корвет водоизмещением в 1650 тонн был значительно усовершенствован и с кораблем 80-х годов его объединяет лишь название. Так программа его модернизации включала в себя увеличение доли полезной нагрузки, установку новых двигателей, применение стелс-технологий, открытую модульную архитектуру боевых систем и многое другое.

Странные особенности украинского кораблестроения
Немецкий корвет «MEKO A-100»


Есть свой корвет и у России. Сторожевой корабль проекта 20380, имеющий экспортное название «Тигр» и активно продвигаемый на мировом рынке. Его водоизмещение составляет 2 000 т., максимальная дальность хода – 4 000 морских миль, максимальная скорость – 27 узлов. Экипаж корабля, включая группу обслуживания вертолета – 100 человек. Модульный принцип его строительства снижает затраты и позволяет обеспечить модернизационный потенциал на долгие годы. В кормовой части корабля, впервые для кораблей такого водоизмещения, был расположен ангар для противолодочного вертолета и значительным (до 20 т.) запасом топлива для него. Стоимость корвета «Стерегущий», который был принят в состав флота в 2007 году, составляла 180 млн. долларов, что в 2,8 раза ниже стоимости современного украинского корвета. Конечно, с тех пор цены на данный корабль выросли, но явно не столь значительно.

Странные особенности украинского кораблестроения
Корвет проекта 20380 «Стерегущий»


Есть в арсенале нашего флота корабль с сопоставимой стоимостью, но это уже полноценный фрегат. В настоящее время в России строится серия фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии. Корабль водоизмещением в 4 500 т., скоростью хода – 30 узлов, дальностью плавания 4 500 морских миль обходится Индии примерно в 500 млн. долларов. Первый корабль «Тег» был спущен на воду в 2009 году, второй «Таркаш» в 2010. Таким образом, стоимость одного российского фрегата, который имеет в 1,5 раза большее водоизмещение, сопоставима со стоимостью украинского корвета. Стоит еще учесть, что российский фрегат производится для продажи за рубеж, т.е. с целью максимального получения прибыли, в то время как Украина строит корабли для собственного использования.

При этом справедливо было бы заметить, что корветы стоимостью в 500 млн. долларов все-таки существуют. Это известный многим американский перспективный корвет класса LCS (Littoral Combat Ship) стоимость которого и достигла полумиллиарда долларов. Корабль, построенный по технологии «Стелс», малозаметен на экранах радаров, да и в целом в нем были реализованы самые современные и сверхсекретные разработки США в области военно-морских вооружений и техники. При этом анекдотичность ситуации заключается в том, что, увидев конечную цену на корабль, в одной из богатейших стран мира сочли ее завышенной. Первоначально в США рассчитывали на 220 млн. долларов и 55 кораблей данного типа. В итоге же на данном проекте был поставлен крест, построено лишь 2 корвета из так называемой демонстрационной партии, а вся программа в ближайшее время может быть просто свернута.

Странные особенности украинского кораблестроения
Американский корвет LCS


А еще говорят: умом Россию не понять, Украина в этом плане ничуть не лучше. У «нищих» американцев денег на постройку сверхсовременных корветов стоимостью в 500 млн. долларов нет, а у «богатой» Украины они похоже в избытке.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация