Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии


Военный информационный портал
Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии
Одной из самых больших загадок этого года вполне может стать история, связанная с производством кораблей на воздушной подушке класса «Зубр» в Феодосии. Если точно, то загадка не в начале производства, чего многие не ожидали, учитывая тот факт, что судостроительный завод «Море» долгое время находился в нерабочем состоянии, а в его крахе. Теперь обо всем по порядку.

Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии

Осенью прошлого года государственная компания «Укрспецэкспорт» заключила крайне выгодный контракт с Китаем на поставку кораблей типа «Зубр». Согласно официальным данным, сумма контракта составляла 350 миллионов долларов, и основным предприятием для выполнения заказа был выбран феодосийский завод «Море». Необходимо заметить, 52-метровый цех завода «Море» по-настоящему уникален. Эту огромную по масштабам сборочную площадку обслуживали 2 специальных мостовых крана, грузоподъемность каждого из которых составляла 50 тонн. Они совместно поднимали корабль на воздушной подушке, вес которого составляет 95 тонн.



Причина, по которой выполнение заказа было возложено на завод «Море», кроется в истории производства скоростных десантных судов на воздушной подушке типа «Зубр». Как известно, проектировать и строить подобные суда в мире были способны только шесть государств: Австралия, Англия, Новая Зеландия, Канада, США и СССР. В нашей стране производство велось только на двух предприятиях – вышеупомянутом заводе «Море» и ленинградском ЦКМБ «Алмаз».

На протяжении последних десятилетий производственная база под Феодосией была похожа на голую, выжженную землю. Завод стоял без заказов, с его территории украли все, что только смогли демонтировать. Разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. На заработки в Россию уехали лучшие инженерные и рабочие кадры. Обвинить их в этом невозможно, так как в Петербурге корабел-фрезеровщик, приехавший из Крыма, получал более 2000 долларов, что по украинским меркам просто заоблачная зарплата.

Но в конце осени 2010 года все резко изменилось. Многие судостроители покидают благополучный Петербург и возвращаются в родную Феодосию. На заводе «Море» начала кипеть работа, для китайцев заложены два корабля на воздушной подушке по проекту 12322. Скоростной амфибийный корабль класса «Зубр» предназначен для осуществления высадки десанта на любом побережье и его дальнейшей огневой поддержки. Способен переправлять грузы весом до 150 тонн, в том числе три танка и 140 человек десантной группы. Может передвигаться со скоростью около 120 км/ч по воде, льду, земле и преодолевать различные препятствия высотой 1,5 метра. Оснащен пятью независимыми газовыми турбинами. Серийное изготовление газотурбогенераторов для «Зубров» осуществляется на заводе «Заря-Машпроект», расположенном в Николаеве.

Самое главное в этой истории то, что в соответствии с заключенным контрактом китайцы получали в свое распоряжение уникальную техническую документацию. То, что высшее руководство Китая было заинтересовано в сделке, подтверждает тот факт, что они согласились даже оплатить значительную часть долгов украинского завода «Море».

Заказ из Китая обеспечил бы крымчан работой как минимум на ближайшие пять лет. Что далее, неизвестно, но можно быть полностью уверенными, что, получив необходимую техническую документацию, китайцы начнут производство «Зубров» самостоятельно.

Один из заказанных по контракту кораблей уже был в стадии готовности, когда произошло ЧП, перевернувшее все с ног на голову. Как сообщили в МЧС АР Крым: «При перемещении корпуса корабля двумя мостовыми кранами случилось разрушение и последующее падение одного из них». На сегодняшний день это вся официальная информация с завода «Море», но есть данные, полученные от самих рабочих завода.

Согласно утверждению, кран-балки начали работать не одновременно, и конструкция упала из-за возникшего перегруза. В то же время принять или опровергнуть данную версию сложно. Машинист крана, женщина 60 лет, погибла под обломками. Всю свою жизнь она проработала на предприятии сварщиком и лишь недавно переучилась на крановщика. Кроме крановщицы, погиб пожилой сборщик судовых корпусов, которому лопнувший трос снес череп. 38-летний рабочий доставлен в больницу со сломанными ногами, и еще несколько человек получили незначительные увечья.

Сегодня первый из четырех «Зубров», предназначенных для Китая, продолжает висеть на уцелевшей кран-балке. С повисшего в воздухе корабля слетели установленные бронеплиты, произошла значительная деформация корпуса. Заводчане сообщают, что не могут опустить его вниз из-за опасности обрыва тросов и крушения уцелевшей кран-балки – «самоубийц среди нас нет».

Подобная трагедия на феодосийской судостроительной компании «Море» произошла впервые. Главная беда заключается в том, что во время падения крана произошла значительная деформация несущих конструкций главного корпуса цеха. Если рассматривать цех снаружи, то он вроде бы цел, но при внутреннем осмотре становится понятно, что он непригоден для дальнейшей эксплуатации. По сути, это крах уникального производства.

В Феодосии начала работу государственная межведомственная комиссия по установлению причин аварии. В то же время на предприятии не исключают, что в ближайшее время китайская сторона потребует выплатить неустойку и даже расторгнет контракт. Действительно, зачем платить огромные деньги «Укрспецэкспорту», если можно делать «Зубры» самим? По неофициальным данным, всю необходимую техническую документацию по проекту китайцы получили ранее срока. Большинство инженерных кадров СК «Море» уже работают в Китае, где интенсивными темпами строится подобный завод.

Кроме Украины, контракт на «Зубры» для КНР всеми силами стремилась получить Россия, даже предлагавшая китайцам альтернативные варианты. Переговоры по данному вопросу между Россией и Китаем велись на протяжении последних десяти лет, однако окончились безрезультатно. По одной из неофициальных версий, причиной безрезультатности переговоров стала неуступчивость основного разработчика - ЦМКБ «Алмаз». Согласно этой версии, питерцы соглашались передать в Китай документацию на десантный корабль лишь после поставки 10-15 кораблей «Зубр» собственного производства.

С другой стороны можно предположить, что российское высшее руководство было не заинтересовано в продаже соседнему Китаю технологий производства уникального корабля, который может изменить военный паритет в дальневосточном регионе. Например, «Зубры» - это настоящий кошмар для соседнего неуступчивого Тайваня. Их могут вполне результативно применить и в возможных пограничных спорах с самой Россией.

Получив отказ от России, Пекин достаточно быстро и главное результативно для себя договорился с Киевом. Это стало очередным успехом Украины на ниве производства и экспорта вооружений, что, несомненно, вызвало нервную реакцию в России. Сегодня многие называют катастрофу в Феодосии выгодной как для ЦМКБ «Алмаз», так и для России в целом.

Вот исходя из вышеперечисленной информации и вырисовывается четкий треугольник: в одном его углу Украина с ее уникальным производством, в другом Россия с ее не желанием предоставлять сопернику уникальных технологий и в третьем Китай, который получил все, что было необходимо, а именно техническую документацию и специалистов, и, как следствие, денег платить он не проявляет желания, а все средства, которые были вложены, они с лихвой возвратят в виде неустойки.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация