Старые кадры решают все


Военный информационный портал
Старые кадры решают все
Перечислять неудачи нашей оборонной промышленности не имеет большого смысла, они на виду, достаточно лишь поискать в интернете, и они массово полезут наружу. Вести споры о том, кто же виноват во всех этих неудачах бесполезно. Каждый из спорящих все равно останется при своем мнении, но именно здесь собака и зарыта. Наши неудачи зачастую связаны не с техногенными факторами. Давайте попробуем взглянуть на проблему сквозь призму психологии, образования и социологии, именно так мы увидим много нового.

Так 1 февраля неудачей закончился запуск военного спутника «Гео-ИК-2», запущенного с космодрома «Плесецк». Спутник по ошибке вывели не на ту орбиту, и теперь специалисты испытывают большие сомнения, удастся ли использовать аппарат по его прямому назначению, возможно в процессе полета как-то не так сработал разгонный блок. Министерству обороны, которое в том числе живет и на наши с вами налоговые отчисления, данный запуск влетел в копеечку. Наиболее интересно в этой истории то, что в то время как мы безуспешно искали спутник на заданной орбите, первыми его удалось обнаружить американо-канадскому Командованию воздушно-космической обороны Северной Америки.

А если рассмотреть печально известные всем испытания новой морской баллистической ракеты «Булава»? «Печально» из-за того, что данная ракета никак не желает летать по-нормальному. Но решение о разработке данной ракеты было принято еще в СССР в 1988 году. Между тем в Северодвинске, на одной из крупнейших в Европе военных верфей, уже закончено строительство субмарины «Юрий Долгорукий» и во всю идет постройка лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которые планируется вооружать данной ракетой. По планам подобных субмарин должно быть 8. Складывается ситуация когда лодки уже делают, а ракета «Булава», которая должна стать их основным вооружением, все еще не летает. При этом все испытания обходятся стране в диковинные суммы.



Попробуем с этого самого места, с этой самой несчастной «Булав» и свернуть на образование, социологию и даже психологию. От ряда ракетостроителей иногда можно услышать слова об их недовольстве военными: мол, не все они говорят правду своему вышестоящему начальству. Поэтому из-за каких-то своих соображений они предъявляют необоснованные претензии к заводу по поводу данной ракеты. Возможно, некоторые из военных хотят представить данную ракету более совершенной в техническом плане, чем это есть на самом деле.

Старые кадры решают все

В это время сами заводчане, как считают несколько видных военных, иногда скрывают от министерства обороны истинное положение дел с ракетой, пытаясь «сгладить» ряд «технических нюансов». При этом «человеческие фактор» еще ни разу не встречались в открытой прессе, как источник проблемы. В основном все говорят о технической стороне дела. Возможно причины неудач оборонки как раз в разных подходах к этой теме! Неисключено, что причиной таких разногласий служит межведомственная разобщенность министерств и организаций, которые заняты производством «Булавы». Может они имеют какие-то свои корпоративные интересы в затягивании процесса ее приемки?

Никто из участников процесса не заинтересован в том, чтоб власть прекратила финансирование данного проекта и перебросила средства на что-то другое. В то же время все эти военные, конструкторы, промышленность в целом, крайне заинтересованы в том, чтобы испытания «Булавы» проходили «до победного конца» (при этом никто не может сказать, когда этот «победный конец» настанет) и лоббируют производство подлодок проекта «Борей», которые спасут судостроение от «простоя».

В ходе такой межведомственной и корпоративной и разобщенности страдает обороноспособность страны, хотя все соответствующие ведомства живут в целом неплохо. Многие из числа конструкторов, военных и заводчан могут очень негативно воспринять данные слова, но именно они и слышаться из уст специалистов среднего звена, которые, возможно, и не знают всех нюансов данной проблемы, но постоянно сталкиваются с ее последствиями на практике.
Помимо этого в неудачах «Булавы», кроме прочего играет свое значение и «человеческо-временной» факто, который в настоящее время недостаточно изучен, и поэтому не всегда принимается во внимание руководителями. Вот что на этот счет думает кандидат социологических наук – Сергей Орлов.

В начале 90-х годов прошлого века в стране по понятным всем причинам произошел серьезный кадровый провал почти во всех КБ и на предприятиях. В 1990-х года их производства в силу тогдашней невостребованности «выпало» целое поколение специалистов в возрасте 30-40 лет, которые еще помнили активное строительство флота СССР в конце 70-х начале 80-х годов XX века. Сейчас перед государством стоит проблема выращивания нового поколения конструкторов и инженеров, без этого просто не возможен процесс общероссийской модернизации. И так не только в оборонной промышленности, подобная ситуация наблюдается у нас во всех наукоемких отраслях.

В пору вспомнить крылатое выражение – кадры решают все! При этом все больше обескураживает настрой ряда чиновников от образования на какую-то кардинальную реформу системы образования в стране, в то числе и среднего. Еще во времена СССР среднее образование в стране было, можно так сказать, скоординировано со средним профессиональным и высшим — любой из числа выпускников средней школы мог стать в будущем и врачом, и инженером, и другим узким специалистом. Сейчас же возникает вопрос, скоординированы ли планы текущей реформы с более высокими уровнями образования? Так, на верфях Северодвинска, крупнейших в стране, проблему воспитания и подготовки кадров, к счастью, прекрасно понимают и прилагают все возможные усилия для ее разрешения. Но вот от времени, увы, никуда не деться. На данный момент неизвестно, когда в нашей стране сумеют полностью ликвидированы кадровые "провалы" 90-х годов.

Старые кадры решают все

Так, планы грядущей (если ее все-таки не притормозят) реформы среднего образования в нашей стране действительно очень странны. Не так давно группа учителей еще "старой закалки" обратилась по этому поводу с открытым письмом в адрес президента Д. Медведева и премьер-министра В. Путина, председателя Государственной Думы Б. Грызлова, а также к министру образования и науки А. Фурсенко. В письме учителя просили отказаться от принятия ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) для учащихся старшей школы.

В письме идет речь о том, что по новому стандарту предусмотрено введение лишь 4-х обязательных предметов, остальные планируется объединить в 6 образовательных областей, из которых школьник сможет выбрать лишь одну область. Это означает, что школьник не сможет одновременно выбрать русский язык и литературу, или физику и химию, или алгебру и геометрию. Все это очень странно. Всем (по крайней мере, наиболее опытным) преподавателям любого технического вуза ясно, что инженер — это профессия совсем не узкая. Инженер, который не обладает необходимым уровнем знаний в других, "нетехнических", отраслях работает хуже своего коллеги с более широким кругозором. Это же можно отнести и к учителям, врачам. Разве не так?

Можно взять любопытные данные социологов. По заказу «Ведомостей» исследовательская компания Synovate в конце 2010 года провела опрос 1200 сотрудников компаний (не только производственно-промышленной сферы) в 7-и регионах страны. Целью исследования было установить, почему многие предприятия работают далеко не на пределе своей возможной эффективности. И характерны ли подобные проблемы и для управления Россией в целом. В результате был составлен народный рейтинг самых видимых бед отечественного менеджмента. Привычку экономить на своих работниках 44% опрощенных назвали главной причиной низких эффективности и производительности труда, еще 35% опрощенных обвиняют во всем безграмотность наших управленцев — от своего собственного начальника до первых лиц государства. Каждый пятый из числа опрошенных считает, что развиваться предприятиям в нашей стране мешает протекционизм, когда по блату продвигаются "свои" кадры (часто родственники). 17% назвали причиной множества бед отсутствие бюджета для важных дел, еще 13% уверены, что низкая эффективность — следствие нереалистичности задач, поставленных руководством. Каждый десятый отметил, что у многих нынешних управленцев отсутствуют лидерские качества, следовательно, они занимают не свое место.

Из результатов опрос видна, что причина наших бед лежит именно в плоскости кадров. Многие наши неудачи в промышленной сфере связаны, с потерянным поколением 1990-х годов, которые, уйдя из отрасли в то лихое время, не подготовили себе смены, не передали молодым свой опыт. Это, если можно так выразиться, небоевые потери, которые понесла наша промышленность.

Материал из topwar.ru

Популярные статьи

Загрузка...

Последние статьи


Навигация